Сущность метода самоанализа заключается в том, что по мере взросления и усиления интереса ребенка к самому себе он все чаще размышляет о своем отношении к окружающему миру, собственным поступкам, дает нравственную оценку своим желаниям и потребностям.
Сущность метода самокритики состоит в том, что ребенок на основе самоанализа обретает способность не только размышлять, но и критически оценивать себя, свои отношения в обществе, природе, коллективе, в семье, с учителями.
Сущность метода самопознания -превращение ребенка в субъект воспитания. В результате самоанализа и самокритики у ребят проявляется стремление к созданию цельного образа собственного «я», «я-концепции».
Среди методов детской самодеятельности важное место занимают способы самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, интеллектуально- и эмоционально-творческого самоуправления. К их числу относятся такие универсальные способы, как самовоспитание, самообучение и самообразование.
Самовоспитание обусловлено воспитуемостью ребенка, его способностью переводить внешние воспитательные воздействия, взаимодействия, противодействия во внутренний план.
|
|
Сущность самообучения в том, чтобы педагогические приемы, методы учебной работы перевести во внутренний план личности.
Сущность самообразования, опирающегося на самовоспитание и самообучение, состоит в том, чтобы развить в ребенке жажду знаний о природе, обществе и самом себе, разжечь возрастающую страсть духовного обогащения, получения духовно-эстетического удовлетворения и наслаждения от процесса познания.
Сущность метода самообладания состоит в способности самонаблюдения и контроля за внутренними интеллектуально-эмоциональными и психофизиологическими процессами.
Методы психологического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности, побуждения детей к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию.
Внутри этой группы методов образуются три подгруппы.
Подгруппа методов и приемов обращения и самообразования к сознанию: пример, разъяснение, ожидание радости; актуализация мечты; снятия напряжения.
Подгруппа методов и приемов обращения и самообращения к чувству: обращение к совести, кчувству справедливости, к самолюбию и чести, к любви, к эстетическому переживанию, к состраданию и милосердию и т.д.
Подгруппа методов и приемов обращения и самообращения к воле и поступку: требование, внушение, поощрение и наказание.
Владение методами и приемами воздействия требует подлинного педагогического мастерства.