Какова методика проведения экскурсии в природу по биологии

Преподавание биологии невозможно без проведения экскурсий. Методически правильно организованные и хорошо проведенные экскурсии позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Экскурсия в природу - увлекательная форма работы учителя с классом. На экскурсии школьники учатся видеть нужные объекты, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Каждая экскурсия - сильное средство воздействия, формирующее у учащихся критическое мышление и способности к исследованию. Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, любви к природе.

Методика

Виды экскурсий

Почти каждая тема в биологии связана с экскурсией, но учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые тяжело изучаются в классе, или же проводит обобщающие (заключительные) экскурсии.

Экскурсии различают:

• по профилю: ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические;

• по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;

• по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;

• по времени: одно, двух-часовые, однодневные и многодневные.

Структура экскурсии

Организация экскурсий всегда содержит следующие элементы:

а) подготовка учителя к экскурсии;

б) подготовка учащихся;

в) работа учащихся на экскурсии;

г) беседа с учащимися;

д) проверка и оценка знаний учащихся по материалам экскурсии.

Методика подготовки к экскурсии

Экскурсии должны быть предусмотрены и продуманы учителем еще при составлении календарно-тематического плана. Нужно помнить следующие правила для того, чтобы экскурсия достигла своей цели:

1. Экскурсия - не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.

2. Определить тему экскурсии, изучить место ее проведения, составить четкий план экскурсии.

3. Придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.

4. Рассказывать только о том, что можно показать.

5. Избегать длинных объяснений.

6. Не оставлять учащихся только слушателями, а привлекать их к активной работе.

7. Не перегружать учащихся новыми названиями.

8. Уметь сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.

9. Уметь вовремя прекратить экскурсию.

10. Закрепить материал экскурсии на последующих уроках.

Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а в экскурсии расширяют и конкретизируют знания. Только правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

За несколько дней до экскурсии учитель определяет тему и продумывает структуру экскурсии, сопоставляя с учебным материалом, выбирает место экскурсии, определяет маршрут и проходит по нему, подбирая нужные объекты, места остановок, составляет план экскурсии, вопросы содержания и методы проведения, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для беседы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: