Электронные учебники и электронные пособия относятся к обучающим программным средствам, ориентированным на организацию и проведение учебного процесса.
Электронный учебник представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или большого раздела. Учебник представляет собой интегрированное средство, включающее теорию, справочники, задачники, лабораторный практикум, систему диагностики и другие подобные компоненты. В учебниках обучаемому предлагаются и видеофрагменты, иллюстрирующие те или иные процессы, и традиционное изложение текста со статичными рисунками и схемами.
Электронное пособие представляет собой интегрированное средство, выступающее как компонент поддержки учебного процесса, включающее теоретический материал, оформленный в виде справочника, представленный в виде текста, графика, либо в мультимедийном виде. Допустимо наличие лабораторного практикума. Пособие является дополнительным средством к электронному учебнику.
|
|
Электронное пособие отличается от учебника:
нет печатного источника;
ориентировано на изучение небольшого раздела учебной дисциплины.
К электронным учебникам прилагаются тренажеры и контрольные пакеты, которые относятся к тренировочным и контролирующим программным средствам.
Тренажеры предназначены для отработки и закрепления умений и навыков, обеспечивают получение информации по теории и приемам учебной деятельности, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.
Контролирующие пакеты предназначены для оценки результатов обучения, программы для контроля и проведения тестирования.
В электронных изданиях представляют информацию так, что сам обучаемый, следуя графическим и текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.
Использование в электронных изданиях различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества электронному учебнику по сравнению с традиционным:
в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников;
осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;
предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;
позволяет отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь;
текст содержит ссылки на другой материал без ограничения.
Но, наряду с преимуществом, электронные носители информации и работа с ними имеют ряд проблем:
|
|
не обеспечивают активное участие ученика в ходе всего урока;
контроль со стороны компьютера в максимальной степени не всегда объективен (возможные формы ответов довольно разнообразные, создают сложность ввода);
тестовая проверка не способствует глубокому усвоению материала;
не обладает самодостаточностью и полнотой, т.е. учебный материал не содержится полностью в том объеме, который необходим пользователю;
не сопровождается печатным изданием;
не обеспечивает индивидуальность программы обучения учащегося в зависимости от его запросов, чтобы он мог заявить о своем уровне подготовки и работать с заданиями, подобранными соответственно ему