Экономическое развитие организации: сущность, факторы, показатели оценки

Экономический рост, характеризуется увеличением объемов выпуска и реализации продукции или оказываемых предприятием услуг. Прирост объемов производства и сбыта связан с развитием производственно-технической базы предприятия, увеличением его производственных мощностей и величины оборотных средств. Необходимым условием увеличения имущества предприятия является привлечение дополнительных финансовых ресурсов.

Приток ресурсов может быть обеспечен за счет внутренних и внешних источников финансирования. В качестве основных внутренних источников финансирования выступает реинвестированная прибыль и начисленная амортизация.

Привлечение внешних источников финансирования в форме банковских кредитов, займов, средств кредиторов вызывает усиление финансовой зависимости предприятия и порождает дополнительные расходы. В связи с этим темпы экономического развития предприятия определяются ростом прибыли предприятия, использование которой на цели развития приводит к увеличению собственного капитала предприятия.

Таким образом, общими показателями, отражающими процессы развития на предприятии, являются: прибыль, объем реализации, капитал.

Оптимальным признается следующее соотношение: Тп > Тв > Та > Тск > 100%

где Тп, Тв, Та, Тск - темпы изменения суммы прибыли (до налогообложения), выручки от реализации, стоимости активов, собственного капитала предприятия.

Представленные в данном соотношении неравенства означает следующее:

1) прибыль должна увеличивается более высокими темпами, чем объем реализации продукции;

2) темпы роста объема продаж должны опережать темпы роста активов (совокупного капитала, авансированного в деятельность предприятия). В этом случае будет иметь место более эффективное использование ресурсов предприятия по критерию отдачи с каждого рубля, вложенного в предприятие;

3) необходимость обеспечения роста экономического потенциала предприятия и соответственно масштабов его деятельности по сравнению с предыдущим периодом;

4) увеличение собственного капитала предприятия должно происходить с большей скоростью по сравнению с ростом величины имущества в целом.

Для оценки развития предприятия используют коэффициент устойчивости экономического роста, рассчитываемый по формуле: Крс = (Пн – Да) / СК * 100

где Пн - нераспределенная прибыль предприятия;

Да – часть прибыли, направляемая на выплату дивидендов акционерам предприятия; СК - собственный капитал предприятия.

Коэффициент устойчивости экономического роста отражает рентабельность собственного капитала, исчисленную по прибыли, остающейся в распоряжении предприятия с учетом дивидендной политики. Коэффициент устойчивости экономического роста показывает, какими темпами в среднем увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности, то есть за счет реинвестирования прибыли.

Основные факторы развития предприятия:

· первый показатель – норма реинвестирования характеризует дивидендную политику предприятия и отражает соотношения между прибылью, остающейся после выплаты дивидендов, и аккумулируемой частью прибыли;

· второй фактор отражает рентабельность продаж;

· третий показатель информирует об уровне эффективности использования активов (имущества) предприятия;

· четвертый фактор характеризует структуру капитала предприятия в виде соотношения между активами и собственным капиталом


Понятие, показатели и измерители производственной программы. Планирование производственной программы.

ПП является основой хоз. деятельности предприятия. Она представляет собой систему показателей, отражающих перечень и объемы производства и реализации продукции, работ, услуг по заказам и договорам потребителей в плановом периоде.

Производственная программа – это форма планирования результатов производственной деятельности пр-я, которые могут выступать в форме продукции, работ, услуг.

План-е видов товаров и услуг в ПП осущ-ся в разрезе номенклатуры и ассортимента. Номенклатурахар-ет планируемые в отдельности укрупненные виды продукции пр-я. Ассортиментотражает разновидности продукции в рамках отдельного наименования.

ПП пр-я включает следующие показатели: номенклатуру основной продукции (в т.ч. предназначенной на экспорт), новую продукцию, запасные части собств. производства, кооперированные поставки, товары народного потребления, прочую продукцию.

ПП формируется на основе перспективного плана выпуска продукции, разработанного на основе проведения маркетинговых исследований, изучения конъюнктуры рынка и определения объема продаж. С целью наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей необходимо заранее предусмотреть возможности дальнейшего развития пр-я в связи с изменением конъюнктуры рынка.

При разработке производственной программы применяются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные показатели (измерители).

Натуральные показатели, производящие оценку объемов выпуска продукции в физических единицах измерения, позволяют характеризовать производственную специализацию пр-я и его долю на рынке. Данные показатели используются для установления технологических норм расхода сырья, энергии, трудоемкости, расчета с/с продукции, производственных мощностей. Формируя программу в штуках конкретных изделий и типов изделий, удается наилучшим образом конкретизировать заказы пр-ям изготовителям. Однако натур. показатели имеют ограниченную сферу применения, они предназначены для определения объемов выпуска однородной продукции.

Условно-натуральные показатели позволяют разнородную, но имеющую конструктивно-технол. сходство, продукцию привести к одному виду, принятому за базу. Для исчисления объема пр-ва в УН измерителях используют чаще всего переводные коэф-ты, опр-мые как соот-е трудоемкости баз. и приводимых к баз. видов продукции.

Трудовые измерители. Примером их могут служить нормо-часы, т. е. затраты нормированного рабочего времени на изготовление продукции. Эти показатели применяются при составлении ПП цехов и участков с большой номенклатурой изготовляемых полуфабрикатов и деталей.. Во внутризаводском планировании они находят применение.

Стоимостные измерители. С помощью их исчисляются объем реализации, товарная, валовая и чистая продукция.

План производства включает:

а) Расчет производственной мощности (входящей, исходящей, среднегодовой);

б) Расчет численности персонала;

в) Расчет фактической заработной платы персонала;

г) Расчет сметы затрат на производство;

д) Расчет себестоимости товарной продукции;

е) Расчет калькуляции себестоимости продукции (услуг);

ж) Расчет цены;

з) Расчет валовой, товарной и реализованной продукции



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: