Показатели рентабельности и методика ее расчета. Пути повышения прибыли и рентабельности

Общая величина прибыли, полученная предприятием, не может полностью характеризовать эффективность его производственно-хозяйственной деятельности, так как ее величина обусловливается размером предприятия. Поэтому возникает необходимость относительной характеристики прибыльности (доходности) предприятия в виде соизмерения полученной прибыли с величиной основного и оборотного капитала. Это соотношение, выраженное в процентах, характеризует рентабельность, т.е. степень прибыльности.

В соответствии с видами прибыли различают следующие показатели рентабельности: общая рентабельность; рентабельность предприятия; рентабельность собственного капитала; рентабельность отдельных видов и продукции в целом; рентабельность продаж.

Общая рентабельность Rобщ характеризует размер общей прибыли, получаемой на один рубль вложенных средств.

Рентабельность предприятия (Rnp)определяется как отношение чистой прибыли Пч к среднегодовой стоимости основного производственного и нормируемого оборотного капитала, %:По данному показателю оцениваются результаты предприятия.

Рентабельность собственного капитала (Rрr)определяется отношением чистой прибыли (Пч) к величине собственного капитала К.

Рентабельность отдельных видов и продукции в целом (Rпрод)определяется отношением прибыли от реализации пр-ции (Прr) к ее полной себестоимости (Сп), %.

Данный показатель отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда.

Рентабельность продаж (оборота) (Roб) рассчитывается отношением прибыли от реализации продукции (Пр) к объему реализованной продукции (Qp), %./

Для оценки целесообразности инвестирования средств в развитие предприятия определяется рентабельность инвестированного капитала (Rbк) как отношение прироста прибыли к величине инвестиций (И), %.

Прибыль – это экономический показатель, который постоянно изменяется под влиянием различных факторов. Основными из них являются рост общего дохода предприятия и снижение текущих затрат. Поэтому пути увеличения прибыли и рентабельности непосредственно определяются факторами, оказывающими влияние на уровень продаж и издержки.

Данные факторы определяются как внутренними условиями функционирования предприятия, так и внешними, не зависящими от него.

Внутренние факторы есть инновационная восприимчивость и предпринимательская активность руководящих работников и специалистов предприятия, которая реализуется посредством: разработки нового товара или товара более высокого качества, обладающего новизной; внедрения новейшего оборудования и прогрессивных технологических процессов, новых видов сырья и материалов; повышения конкурентоспособности товара; освоения новых рынков сбыта; диверсификации производства; снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости товара; повышения эффективности использования основного и оборотного капитала; применения управленческого учета для эффективного управления затратами и т.д.

Внешние факторы: формы и методы государственного регулирования экономики; конъюнктура товарного рынка; темп инфляции; уровень цен на сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы и др.

На прибыль предприятия оказывают влияние факторы, обусловленные специфическими особенностями отрасли, к которой оно относится.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: