Инновативность предприятия отражает его способность реагировать на изменения внешней среды путем выпуска новой или усовершенствования производимой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствования систем организации и управления.
Инновационная деятельность предприятия представляется в видепроцесса по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке пр-ва, производству и оформлению новшеств, их внедрению и распространению в другие сферы.
В качествеосновных этапов инновационной деятельности выступают: разработка, внедрение, освоение и коммерциализация инноваций. Реализация обозначенных этапов предусматривает следующие виды деятельности:
·проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление образцов новой продукции, видов техники, новых конструкций и изделий, подбор необходимого сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
·разработка технологического процесса изготовления новой продукции;
·проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления новой продукции;
·разработка и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
·исследование, разработка или приобретение информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
·подготовка, обучение, переквалиф персонала, необходимого для проведения НИОКР;
·проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
·организацию и провед маркетинговых исследований по продвижению инноваций.
В современных условиях важное значение в решении проблем коммерциализации инноваций имеет патентно-лицензионная деятельность пр-тий, связанная с оформлением патентов и продажей лицензий на пр-ное использ объектов пр-ной собств.
Инновационная деятельность предприятий обладает рядом особенностей:
·высокой степенью неопределенности результата и, соответственно, риска;
·значительным отставанием момента получения результата от времени осущ затрат;
·особым значением человеческого фактора. Успех инноваций во многом зависит от личностных данных участников процесса, их научно-технической компетенции, творческой активности, мотивации труда;
·необходимостью концентрации значительных финансовых ресурсов, особенно для осуществления масштабных инноваций;
·высокими затратами на начальных этапах и стадиях освоения нововведений;
·высокой стоимостью новых видов продукции и услуг, что создает трудности для распространения инноваций.
Результатом инновационной деятельности являются и ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование «ноу-хау» обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.
Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках.