В конференц-залах современных предприятий иногда разыгрываются сцены, напоминающие публичные истязания, практиковавшиеся во времена шпицрутенов и позорных столбов. Так, например, члены правления одной энергоснабжаю-щей организации остались сидеть с раскрытыми ртами, будучи не в состоянии вымолвить и слово, когда после представления новой стратегии собирающийся в скором времени уйти в отставку председатель совета предприятия вышел к микрофону и обратился к ним со следующим заявлением, в котором использовал название незабываемого бестселлера Гюнтера Оггера: «Господа, вы всегда были и сейчас остаетесь пустышками!» Собравшиеся в зале акционеры разразились аплодисментами, члены правления глубже вжались в кресла — и никому в голову не пришел достойный ответ. Естественно, первый ряд, где сидели остальные руководители фирмы, тоже дружно проигнорировал
микрофон. Поражение было полным и очень унизительным — к
тому же с далеко идущими последствиями.
Следующая сцена: хватающий губами воздух, полностью
|
|
лишившийся дара речи член правления круп-
ного банка, только что закончивший представление балансового
отчета на специально созванной пресс-конференции.
Когда слово было предоставлено представителям акционеров, к
микрофону подошел один известный профессор экономики и
обратился к докладчику со следующим прозвучавшим весьма
логично заявлением: «Насколько мне известно, у вас на руках
семнадцать мандатов члена наблюдательного совета. Я полагаю,
что вы не можете добросовестно исполнять обязанности по всем
этим мандатам. Более того, готов поспорить, что вы даже не в
состоянии все их перечислить. Тем не менее, может быть, все-таки
попытаетесь?!»
Стремясь защитить честь мундира, докладчик полез в
расставленную ему ловушку, дошел до одиннадцатого мандата и
повторился, после чего покрылся красными пятнами, несколько раз
открыл и закрыл рот — и окончательно замолчал.
Остальные члены правления и референты смущенно опустили глаза
и, очевидно, подумали про себя: «Бедняга!» или «Бедняга, но слава
Богу, что это случилось с тобой, а не со мной!»
И это при том, что достойно выйти из этой ситуации было не так
уж сложно, стоило только своевременно пресечь попытку
провокации, например, следующими словами: «Господин
профессор, я охотно отвечу на ваш не относящийся к теме собрания
вопрос в буфете во время перерыва. Позвольте напомнить вам о
том, что сейчас речь идет о балансе предприятия. У вас есть
вопросы по теме? Если нет, прошу освободить микрофон для
действительно важных вопросов по существу».
И еще одна сцена: представитель акционеров приводит в состояние
|
|
шока председателя правления одного АО своим вопросом: «Ваше
предприятие имеет структуру секты. Что вы на это скажете?»
Растерявшийся председатель правления оправдывался больше часа,
чем только усугубил ситуацию. Ужасно!
Совет
Вопрос вопросу рознь — варьируйте свою реакцию в зависимости от его содержания. Перед ответственными публичными выступлениями — а к таковым можно отнести каждое выступление! — тренируйтесь, отрабатывая модели поведения в ответ на возможные «трудные вопросы»! В некоторых фирмах такая подготовка сотрудников является стандартом. Профессиональным стандартом... И стандартом профессионалов!
Вы можете:
давать ответы,
задавать встречные вопросы,
уходить от ответа или откладывать его.
Так вы в лучшем случае ответите на вопрос, но ваше послание останется при вас.
Итак, попытайтесь придумать другие модели.