Ваша позиция — это альфа и омега, начало и конец, с нее вы должны начать и ею же закончить.
Или по-другому: «Раздавленный творог не крепок, хоть широк» (Цитата из стихотворения Гете, вошедшего в «Книгу изречений» сборника «Западноевропейский диван». — Прим. пер.) (Гете). Ваше послание и ваша позиция — это альфа и омега каждого вашего доклада, презентации и отдельного фрагмента разговора.
При этом необходимо учитывать следующее:
С каждым повторением вами вашего послания растет
готовность реципиента — того, кто его воспринимает, —
согласиться с вами. Тот, кто слишком рано прекращает заявлять себя и свое
послание, проигрывает. Зачастую участники разговора либо забывают повторять свое
послание, либо разбавляют его излишней аргументацией.
Вспомните «раздавленный творог» Гете!
Как внедрить свое послание в сознание собеседника?
1. Вновь и вновь повторяйте свое послание в одной и той же формулировке — прием стереотипного повторения: «Еще раз...», «Как я уже сказал...»
2. Выделяйте свое повторение: «Итак: кроме меня, еще очень многие в нашей фирме уверены в том, что...», «Мы, сотрудники отдела N, сходимся во мнении, что...»
3. Квалифицируйте свое послание: ссылайтесь на мнение авторитетов, способное укрепить вашу позицию: «В сегодняшнем номере газеты опубликована статья, содержание которой еще раз подтверждает, что...», «Наш клиент тоже неоднократно подчеркивал, что...»
Контрмеры: тщательно проверяйте позицию собеседника, если она заявляется с помощью данных приемов — стереотипного
повторения, выделения и квали-фицирования. Представьте себе ситуации, в которых вы успешно применяете эту уловку и активно используете ее в разговоре в качестве одного из стратегических элементов черной риторики.
Запишите эти примеры.