double arrow

Гуманизация контроля


Будем различать диагностику как общий подход и диагностирование как процесс (составную часть) практической педагогической деятельности. Выделяют диагностирование обученности и воспитанности – достигнутых результатов, и обучаемости, воспитуемости – качеств самого процесса. Целью диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебно-воспитательного процесса в связи с его продуктивностью.

Контролирование, оценивание знаний, умений учеников включаются в диагностирование как необходимые составляющие. Это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, они и сегодня сопровождают развитие школы, с жаркими спорами о смысле оценивания и его технологии. Критикуя недостатки контроля, К.Д. Ушинский подчеркивал, что существующие способы подавляют умственную деятельность учеников. Обычно учитель спрашивает одного или нескольких учеников, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности, теряют время, волнуются в ожидании. Естественно, что в такой обстановке ученик не способен проявлять любознательность, инициативу.




В мае 1918 г. постановлением Народного Комиссариата Образования «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы учета и контролирования успеваемости. С этой целью, в частности, практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших учеников записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось «социалистическое соревнование» и т.д. Но обучение без оценок (фактически без контроля) не могло дать результатов. Стало понятно, что «радостная перспектива приобретения знаний» и «заложенное самой природой стремление к знаниям» (П.Н. Блонский) не являются действенными стимулами в учебной деятельности школьников.

Можно ли обойтись без контроля? Был поставлен эксперимент. Три группы учеников выполняли тест на сложение. Одна часть детей на протяжении работы получала одобрение, другая – порицание, третья – не оценивалась никак. Результаты показали, что улучшение работы связано с постоянным поощрением со стороны экзаменатора. Худшие были у тех, кого не замечали.

Если контроль и проверка организованы правильно, они способствуют:

• выявлению знаний, умений каждого ученика;

• своевременному обнаружению пробелов в знаниях, умениях учеников;

• раскрытию причин слабого усвоения отдельных частей учебного материала;

• повторению и систематизации изученного;

• установлению уровня готовности к усвоению нового материала;

• формированию умения много и напряженно работать;

• овладению приемами самоконтроля и самопроверки;



• стимулированию ответственности учеников;

• развитию навыков соревновательности.

Демократизация и гуманизация школьной жизни требуют отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда, принцип личной выгоды, набирающий силу в обучении и воспитании, определяют иные подходы. В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Результаты диагностирования способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения превращается в способ рационального определения личного рейтинга – показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.

Требования к контролю: объективность, индивидуальность, регулярность, гласность, всесторонность проверки, дифференцированность, разнообразие форм, этичность.

В современной начальной школе широко применяются многие виды, методы и формы контроля (рис. 16):

– наблюдение за работой учеников;

– устный индивидуальный опрос;

– фронтальный опрос;

– групповой опрос;

– письменный контроль;

– комбинированный опрос (уплотненный);

– тестовый контроль;

– программированный контроль;



– практический контроль;

– самоконтроль.

...

Рис. 16. Методы контроля знаний

Они используются в сочетании для возможно более полного представления о ходе процесса и его результатах.

...

Итогом должно стать ясное понимание того, что контроль в авторитарной и гуманистической школе имеет различное назначение и существенно отличается как общим подходом, так и конкретными способами.







Сейчас читают про: