Историческая роль классических форм. Эстетические принципы
Классические инструментальные формы охватывают периоды музыкальной классики (2-я половина XVIII в.), романтизма (XIX в.), отчасти музыки XX в. Их историческое значение состоит в том, что они представляют собой структуры чистой, абсолютной музыки указанных эпох. Устойчивость их принципов и конкретных структур позволяет считать их классическими (в широком смысле) формами музыки Нового времени.
Произведения классического типа, предназначенные для чисто эстетического восприятия в условиях концертного зала, создававшиеся почти исключительно свободными художниками, обладают логической смысловой дифференциацией, не уступающей речи словесной, и полнотой образно-эмоционального выражения, не меньшей, чем в поэзии, живописи; они не нуждаются в помощи других искусств — слова, танца, сцены. Классические формы, закрепленные прежде всего в инструментальной сфере, во многом составляют основу композиции и вокально-хоровых произведений, и отдельных номеров опер и балетов. Совершенство композиции Гайдна, Моцарта, Бетховена, Чайковского и других аеликих мастеров классических инструментальных форм имеет значение эталона и для композиторов дальнейших поколений.
|
|
В состав классических музыкальных форм входят: период, простая двухчастная, простая трехчастная (так наз. «песенные формы»), форма Adagio, сложная трехчастная, рондо, вариации, сонатная форма, также циклические формы — сонатно-симфонический цикл и сюита. (Не упомянутая здесь сложная двухчастная форма относится к типичным вокальным формам, концентрическая — к оперным формам и во многом к формам XX в. Сонатная форма разбирается во II части «История музыкальных форм». Сведения о сонатно-циклической форме и сюите рассредоточены по другим разделам работы).
Основами классических музыкальных форм служат два элемента музыкального языка — тематизм и тонально-гармоническая организация, остальные (метроритмика, мелодическая линеарность, и др.) имеют местное или сопутствующее значение.