Существует не только тематическое, но и метрическое понимание периода, благодаря чему в этой форме признается наряду с тематической и гармонической еще одна основа — метроритмическая. Немецкий теоретик XIX в. Г. Риман, понимавший период исключительно метрически и как возможный на любых участках формы, опубликовал анализ всех фортепианных сонат и сонатин Бетховена, разбитых на периоды от начала до конца.
«Метрический восьмитакт» представляет собой совершенную музыкальную структуру, объединяющую силы строгого классического метра, тонально-функциональной гармонии и синтаксическую логику речи. Наряду со строгой метрической симметрией четырехтактов и двутактов в таком периоде действуют логически согласованные друг с другом метрические функции тактов. Эти функции обозначаются или знаками весомости или знаками препинания словесного языка (над
их введением в музыку специально работали теоретики XVIII в.) — запятая, точка с запятой, двоеточие и точка:
Метрическая функция т.2, с запятой, — некаденционное завершение фразы, относительный неустой, т.4 с точкой с запятой — серединный каданс, относительный устой, т.6 с двоеточием — тяготение к заключительному кадансу, максимальный неустой, т.8 с точкой — заключительный каданс, полный устой.
Классический пример — главная тема финала (Менуэт) 20-й сонаты для ф.-п. Бетховена: