Призваны восполнять дефицит информации, которую собеседник, задающий такие вопросы, получает при помощи прямого запроса по существу проблемы. Информационные вопросы, в отличие от интроспективных, помогают добыть факты. Личное мнение собеседника при этом остается за рамками беседы, здесь главное — поиск «объективной информации», т. е. не собственные суждения, а факты.
Позитивные цели в этом случае — «установить факты»,
расспрашивая или переспрашивая собеседника. При этом человек,
задающий вопросы, не располагает этой информацией, или по
крайней мере она недостаточно точна, и,
таким образом, в разговоре он ее получает, дополняет или
уточняет.
Для негативных целей характерно, что вопросы касаются фактов,
уже известных собеседнику, задающему вопросы, тем самым он в
разговоре создает себе преимущество, которое практически лишает
отвечающего шансов дать достойный ответ.
Позитивные примеры
• «Какое у вас образование?»
• «Как садовод я не могу не спросить: как называется этот цветок?»
• «Извините, как добраться до вокзала?»
Негативные примеры
• «Вы гражданин Федеративной Республики и должны уважать ее Конституцию. Как озаглавлена статья 5 Конституции?»
• «Как по-гречески звучит слово "чистота"?»
• «Как звали последнюю коренную жительницу Тасмании и когда она умерла?»
Упражнение
Пожалуйста, закройте книгу или отложите ее в сторону и
объясните своими словами, в чем заключаются позитивные и
негативные цели вопросов, о которых только что
шла речь.
Напишите на отдельном листе по три позитивных и
негативных вопроса.