Примеры макророндо Прокофьева — 5 фортепианный концерт ор.55 в 5 частях (части, I, III, V олицетворяют рефрен, части II, IV — эпизоды) и балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» из 13 частей со вступлением и кодой, где эпизодами являются б балетных картин, а проведениями рефрена — 5 оркестровых антрактов между ними, на самой яркой теме балета.
Рондо-соната
Рондо-соната — высшая форма классического рондо, основная форма рондо у венских классиков, вошедшая в дальнейшую традицию, включая XX в. Определение: рондо с тремя эпизодами (иногда большим количеством), из которых крайние находятся в соотношении побочной пap- 115
Тии экспозиции н репризы сонатой формы, а вместо центрального эпизода может быть разработка.
То, что именно рондо-соната — основная форма у венских классиков, доказывает наиболее систематическое применение ими названия Rondo, Rondeau именно в этом случае — будь то отдельная пьеса или часть цикла — и использование символической фигуры «круг» (circulatio) прежде всего в этой форме. У Моцарта и Бетховена с «рондо» ассоциировался еще и характер «grazioso»: Моцарт, Финал сонаты К. 309 — Rondeau, Allegretto grazioso, Бетховен, Рондо ор.51 №2 Andante cantabile e grazioso и мн. др. Безусловно, намеренно фигуры круга применяет Бетховен, например, в финалах Сонаты для ф.п. №16 G-dur и «Весенней» для скрипки №5 F-dur; они составляют главные мотивы рефренов (Примеры а, в), в дальнейшем вычленяются и накапливаются, в коде сонаты G-dur с эффектом — «совсем закружился» (б), в предыкте сонаты F-dur — «неуклонный поиск потерянного рефрена» (г):
|
|
А) Л. Бетховен. 16 соната для ф.-п., финал