Рондо в XIX и XX вв

Среди западных композиторов-романтиков новый этап в развития рондо составило творчество Шумана. Композитор придал пьесам в фор­ме рондо программные наименования: «Арабески», «Венский карнавал» (I ч.) «Новелетта», «Blumenstük». «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки»,— говорил он. Шуман значительно расширил жан­ровое наполнение рондо, введя туда, наряду с музыкой страстных поры­вов и певучих романсов, также полонез, хорал, марш, лирический дуэт, фанданго, легенду, скачку и т.д. Излюбленным видом показа этих обра­зов для Шумана стал принцип карнавала, с калейдоскопическим мель­канием картин, лиц, масок. Композитор использовал рондо и в отдель­ных пьесах, и в слитных сюитах. Особенно примечательны контрастные рондо, возникшие на основе сложной трехчастной формы с двумя трио, и сюиты, — они отвечают типу рондо-сюиты. Еще один штрих в рондо Шумана — окончание подвижных пьес чисто романтическими лиричес-

кими отступлениями, сходными с пьесой «Поэт говорит» в заверше­нии цикла «Детские сцены» — в «Арабесках», «Новелетте» D-dur N°5. В качестве шумановских рондо весьма показательны «Арабески» C-dur и «Blumenstük» Des-dur.

5-частное рондо в пьесе «Арабески» C-dur выросло на основе слож­ной трехчастной формы с двумя трио — такая композиция существовала в Менуэтах кассаций и серенад Гайдна, Моцарта (со схемой А В А С А), и она оставалась излюбленной у Шумана в скерцо его симфоний и ка­мерных сочинений. В «Арабесках» 2 эпизода рондо, обозначенные как Minore I и Minore II, контрастируют рефрену подобно составным, сюит­ным формам: новая тема и фактура, контрастная ладотональность — е-moll и a-moll, более медленный темп, кристаллическая, замкнутая фор­ма. Рефрен — одна из лучших тем Шумана. В ней оригинально соче­таются напевность мелодии и витиеватая фактура, изображающая — в соответствии с названием пьесы «Арабески» — архитектурный декор в арабском стиле, с переплетением стеблей и листьев:

P. Шуман. Арабески

Общая схема формы такова:

А В Св. А С А D
  Minore I     Minore II   Кода
пр.3ч.ф. дв.3ч.ф. 16т. пр.3ч.ф. пр.3ч.ф. пр.3ч.ф. 16 т.
C-dur e-moll В-С С а-е С С

Но в отличие от составных менуэтов и скерцо с двумя трио здесь у Шумана все тематические элементы «своеобразно сплетаются один с другим» (слова композитора), и образуется связная и целостная музы­кальная композиция. Прежде всего, темы В и С построены на началь­ном мотиве рефрена (срав. их начала с началом рефрена):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: