Среди западных композиторов-романтиков новый этап в развития рондо составило творчество Шумана. Композитор придал пьесам в форме рондо программные наименования: «Арабески», «Венский карнавал» (I ч.) «Новелетта», «Blumenstük». «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки»,— говорил он. Шуман значительно расширил жанровое наполнение рондо, введя туда, наряду с музыкой страстных порывов и певучих романсов, также полонез, хорал, марш, лирический дуэт, фанданго, легенду, скачку и т.д. Излюбленным видом показа этих образов для Шумана стал принцип карнавала, с калейдоскопическим мельканием картин, лиц, масок. Композитор использовал рондо и в отдельных пьесах, и в слитных сюитах. Особенно примечательны контрастные рондо, возникшие на основе сложной трехчастной формы с двумя трио, и сюиты, — они отвечают типу рондо-сюиты. Еще один штрих в рондо Шумана — окончание подвижных пьес чисто романтическими лиричес-
кими отступлениями, сходными с пьесой «Поэт говорит» в завершении цикла «Детские сцены» — в «Арабесках», «Новелетте» D-dur N°5. В качестве шумановских рондо весьма показательны «Арабески» C-dur и «Blumenstük» Des-dur.
5-частное рондо в пьесе «Арабески» C-dur выросло на основе сложной трехчастной формы с двумя трио — такая композиция существовала в Менуэтах кассаций и серенад Гайдна, Моцарта (со схемой А В А С А), и она оставалась излюбленной у Шумана в скерцо его симфоний и камерных сочинений. В «Арабесках» 2 эпизода рондо, обозначенные как Minore I и Minore II, контрастируют рефрену подобно составным, сюитным формам: новая тема и фактура, контрастная ладотональность — е-moll и a-moll, более медленный темп, кристаллическая, замкнутая форма. Рефрен — одна из лучших тем Шумана. В ней оригинально сочетаются напевность мелодии и витиеватая фактура, изображающая — в соответствии с названием пьесы «Арабески» — архитектурный декор в арабском стиле, с переплетением стеблей и листьев:
P. Шуман. Арабески
Общая схема формы такова:
А | В | Св. | А | С | А | D |
Minore I | Minore II | Кода | ||||
пр.3ч.ф. | дв.3ч.ф. | 16т. | пр.3ч.ф. | пр.3ч.ф. | пр.3ч.ф. | 16 т. |
C-dur | e-moll | В-С | С | а-е | С | С |
Но в отличие от составных менуэтов и скерцо с двумя трио здесь у Шумана все тематические элементы «своеобразно сплетаются один с другим» (слова композитора), и образуется связная и целостная музыкальная композиция. Прежде всего, темы В и С построены на начальном мотиве рефрена (срав. их начала с началом рефрена):