А) Й. Гайдн. 23 (48) соната для ф.-п., фи

В финале 99 симфонии Es-dur, благодаря однотемности ГП и ПП, в репризе сливаются в один раздел ГП-ПП-ГП (условно — ПП1), соз­давая редуцированную рондо-сонату: П-ПП-ГП-Разр.-ПП1-Кода.

Рондо-соната с 2-3 центральными эпизодами отвечает мелодической наполненности стиля Моцарта. Эпизоды или следуют подряд, или раз­деляются рефреном. В финале Сонаты для ф.-п. B-dur К. 533/494 цент­ральные эпизоды g-moll и Es-dur идут подряд, в финале Сонаты B-dur К. 281 между ними располагается рефрен, а в финале Сонаты F-dur К.533 центр формы составляют ЭП d-moll (а), ЭП B-dur (б), P. F-dur (в) и ЭП As-dur (г):

А) В. А. Моцарт. Соната для ф.-п. F-dur (К.533/494), финал

В рондо-сонате с центральным эпизодом и разработкой эти разделы могут располагаться в различном порядке — ЭП-Разр., Разр.-ЭП, ЭП-Разр.-ЭП, Разр.-ЭП-Разр. Наряду с разработкой «текучими» яв­ляются также связки, подводящие к центру формы, а потом от него — к репризе. Пример последования ЭП-Разр. — в финале 102 симфонии Гайдна B-dur (ЭП — tutti b-moll в ц.6), последования Разр.-ЭП — в фи­нале 6 сонаты Прокофьева a-moll (ЭП — Andante на темах I ч.), пример трехчастности ЭП—Разр.— ЭП — в Рондо 11 сонаты для ф.-п. B-dur Бет­ховена, где между двумя проведениями мрачного эпизода в f-moll (а) и b-moll помещается серьезная полифоническая разработка (б):

А) Л. Бетховен. 11 соната для ф.-п., фина

Последование: разработочная связка — ЭП — разработочная связка (та же) — в Рондо Сонаты для ф.-п. D-dur Моцарта К.311.

Рондо-соната с 2-3 побочными партиями и их зеркальной репризой

просматривается от венских классиков до XX в. Приближение к этой форме было показано в финале 4 сонаты для скрипки a-moll Бетховена. В XX в. яркие образцы этой развитой и совершенной структуры содер­жатся в финалах 6 сонаты Прокофьева (три ПП) и 6 квартета Шостако­вича (две ПП). Схема финала 6 сонаты Прокофьева такова:

ГП ПП1 ГП ПП2 ГП ПП3 ГП ЭП Разр. ПП3 ПП2 ПП1 Кода
              из I ч.       ГП Разр.,тема из Iч.
а С b «e» а gis а a fis... а «о А а А хр.

Зеркальная реприза придает форме очертания концентричности, столь характерной для Прокофьева. Ц.ЭП и Разр. координируют с раз­работочной кодой, от конца которой перебрасывается огромная арка — через всю Сонату к началу I ч. В экспозиции финала яркие про­кофьевские темы расположены в классическом порядке: все побочные — в сфере D. Основные темы таковы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: