В финале 99 симфонии Es-dur, благодаря однотемности ГП и ПП, в репризе сливаются в один раздел ГП-ПП-ГП (условно — ПП1), создавая редуцированную рондо-сонату: П-ПП-ГП-Разр.-ПП1-Кода.
Рондо-соната с 2-3 центральными эпизодами отвечает мелодической наполненности стиля Моцарта. Эпизоды или следуют подряд, или разделяются рефреном. В финале Сонаты для ф.-п. B-dur К. 533/494 центральные эпизоды g-moll и Es-dur идут подряд, в финале Сонаты B-dur К. 281 между ними располагается рефрен, а в финале Сонаты F-dur К.533 центр формы составляют ЭП d-moll (а), ЭП B-dur (б), P. F-dur (в) и ЭП As-dur (г):
А) В. А. Моцарт. Соната для ф.-п. F-dur (К.533/494), финал
В рондо-сонате с центральным эпизодом и разработкой эти разделы могут располагаться в различном порядке — ЭП-Разр., Разр.-ЭП, ЭП-Разр.-ЭП, Разр.-ЭП-Разр. Наряду с разработкой «текучими» являются также связки, подводящие к центру формы, а потом от него — к репризе. Пример последования ЭП-Разр. — в финале 102 симфонии Гайдна B-dur (ЭП — tutti b-moll в ц.6), последования Разр.-ЭП — в финале 6 сонаты Прокофьева a-moll (ЭП — Andante на темах I ч.), пример трехчастности ЭП—Разр.— ЭП — в Рондо 11 сонаты для ф.-п. B-dur Бетховена, где между двумя проведениями мрачного эпизода в f-moll (а) и b-moll помещается серьезная полифоническая разработка (б):
А) Л. Бетховен. 11 соната для ф.-п., фина
Последование: разработочная связка — ЭП — разработочная связка (та же) — в Рондо Сонаты для ф.-п. D-dur Моцарта К.311.
Рондо-соната с 2-3 побочными партиями и их зеркальной репризой
просматривается от венских классиков до XX в. Приближение к этой форме было показано в финале 4 сонаты для скрипки a-moll Бетховена. В XX в. яркие образцы этой развитой и совершенной структуры содержатся в финалах 6 сонаты Прокофьева (три ПП) и 6 квартета Шостаковича (две ПП). Схема финала 6 сонаты Прокофьева такова:
ГП | ПП1 | ГП | ПП2 | ГП | ПП3 | ГП | ЭП Разр. | ПП3 | ПП2 | ПП1 | Кода |
из I ч. | ГП Разр.,тема из Iч. | ||||||||||
а | С | b | «e» | а | gis | а | a fis... | а | «о | А | а А хр. |
Зеркальная реприза придает форме очертания концентричности, столь характерной для Прокофьева. Ц.ЭП и Разр. координируют с разработочной кодой, от конца которой перебрасывается огромная арка — через всю Сонату к началу I ч. В экспозиции финала яркие прокофьевские темы расположены в классическом порядке: все побочные — в сфере D. Основные темы таковы: