Принцип рондо на уровне раздела формы поддерживает эпизод Minore I благодаря двойной трехчастной форме. А эпизод Minore II неустойчив из-за двутональности — a-moll-e-moll. Важную арку формы
составляет связка после 1-го эпизода и развернутая кода, вырастающая из ее спонтанно-лирического материала, с добавлением фактурных переплетений рефрена и мотива рефрена в самом конце (приводятся начало и конец коды):
А) P. Шуман. Арабески
И благодаря этой медленной лирической музыке в конце все рондо вместо классической замкнутости обретает романтическую разомкнутость образного ряда.
Иной вариант формы — в «Blumenstük» Des-dur: это именно сюита с авторскими номерами составных частей, объединенная рефренным возвращением II ч., сплоченная при этом сходством фактуры, родством тональностей, наличием общих мотивов в разных темах. Схема 9-част-ной формы такова:
I | II | III | II | IV | V | II | IV | II | Кода |
A | В | С | В | D | E | B1 | D | B | |
Des-dur | As-der | Des-dur | As-dur | Des-As | es-moll | b-f | Des | Des |
Поскольку рефрен стоит не на первом, а на втором месте, тип данной формы приближается к «четному рондо» — как в «Экоссезах» Бетховена (части IV и V в этом случае объединяются). Но тот же рефрен придает и необходимую гибкость форме, благодаря его транспозициям, с достижением главной тональности только в коде: As, As, b-f, Des. О своей любви к композициям с индивидуальной комбинаторикой разделов Шуман говорил: «чувство любит рапсодическую форму и в письме и в жизни».
|
|
Четное рондо — разновидность «простого рондо» с помещением рефрена не на первом, а на втором месте, по схеме: ВА СА DA... или AB СВ DB... Тип четного рондо в XIX в. оказался присущим танцевальным пьесам 110
Шопена, благодаря возвращению после разных «запевов» одного и того же «припева» — ритурнеля. Так, в Мазурке ор.30 №2, построенной битонально (h-moll — fis-moll), складывается чистый вид этой формы, из 4 разделов, со структурой А В С В, с тональным планом h-moll — fis-moll — A-dur — fis-moll (каждый раздел — повторенный период). Начала тем таковы («запевы» А, С и «припев» В):