Содержание и проблемы воспитания

Основой всех человеческих ценностей

служит нравственность.

А. Эйнштейн

Под содержанием воспитания следует понимать систему знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения. К основным базовым компонентам содержания воспитания Е.В.Бондаревская относит следующие.

1. Интернализация (интериоризация – переход социального содержания в индивидуальное) универсальных общечеловеческих ценностей: осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части; сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни и осознание ее неприкосновенности; ответственность перед будущими поколениями; свобода, братство, равенство, человечность.

2. Овладение сферами жизнедеятельности современного человека: художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями и др.

3. Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры.

4. Формирование опыта гражданского поведения.

5. Накопление опыта проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного поведения.

6. Овладение ситуациями реальной ответственности: принятие решений, свободный выбор поступков, способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности.

7. Самовоспитание и самооценка: рефлексия по поводу совершенного, осуществление самоанализа и самооценки, проектирования поведения, психокоррекции.

Понятие интериоризации было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже). Данное понятие было распространено П.Я.Гальпериным на формирование умственных действий. Оно составило основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности и выразилось в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений.

В воспитании под интернализацией (интериоризацией) следует понимать не только усвоение социальных идей, но и становление этих идей в качестве доминант, регуляторов жизни человека. Социальные идеи считаются интернализованными, когда они овладевают человеком. Социализация личности – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит (А.В. Мудрик).

Такое содержание воспитания гарантирует развитие активно-творческих возможностей человека, его интеллектуально-нравственной свободы.

Проблемы воспитания учащихся системы начального профессионального образования (НПО) в новых условиях. Важнейший комплекс проблем связан с разработкой вопросов теории и практики воспитательной работы прежде всего со «сложной» молодежью в системе начального и среднего профессионального образования. Практика показывает, что система образования России оказалась не подготовленной к тем радикальным изменениям, которые происходили в стране в течение последних десятилетий.

Крайне низкий уровень материальной обеспеченности учащихся системы НПО требует выделения их в особую социальную категорию молодежи (Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнов). Это свидетельствует о сохраняющейся сословности образования в России, которая проявила себя не только как историческая традиция, но и принцип современного общественного уклада, обусловленный явлением наследования, имущественным положением и мировоззрением родителей.

Результаты, полученные в ходе Всероссийского социологического исследования, проводимого Институтом профессионального образования (Москва), выявили большой спад общественной активности учащейся молодежи. Более 70% опрошенных отвергают возможность своего участия в какой-либо общественной деятельности (политической, экономической, научной, культурной), в работе общественных организаций, хотя именно эти организации призваны быть школой коллективизма, сотрудничества, патриотизма. Таким образом, в настоящее время (в отличие от прошлых лет) приходится говорить не об общественной активности, а об общественной пассивности как преобладающей характеристике молодежи.

Вопросы о характере использования свободного времени выявили также прогнозируемые ответы, логично вытекающие из незанятости учащихся в организованных формах общественного сотрудничества. Постоянно и часто слушают музыку, смотрят видео – 60%, смотрят телевизионные передачи – 58%, слушают радио – 40%, что указывает на ставший нормой пассивно-развлека-тельный характер досуга. Учитывая неуправляемость средств массовой информации, эти ответы обнаруживают огромный неиспользованный резерв воспитания молодого поколения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: