1.1. Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики............ 5
1.2. Становление и развитие философии образования. Ее междисциплинарный контекст...................................................................... 7
1.3. Ведущие тенденции в развитии современного образования.
Основные противоречия........................................................ 17
1.4. Концепции, теории и модели образования........................... 22
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА............................................................... 31
2.1. Концепции содержания образования.................................... 31
2.2. Образовательные стандарты и базисный учебный план. Государственный образовательный стандарт................................... 34
2.3. Образовательные программы и учебники............................ 36
2.4. Педагогический процесс как система и целостное образование 39
2.5. Понятие об образовательной системе. Образовательные учреждения................................................................................................. 41
2.6. Процесс обучения. Преподавание и учение.......................... 43
2.7. Составляющие процесса учения. Проблемы социального научения человека. Рефлексия.............................................................. 44
|
|
2.8. Инновационные образовательные процессы. Типология и многообразие образовательных учреждений........................................ 47
2.9. Инновации. Авторские школы.............................................. 50
Глава 3. ВОСПИТАНИЕ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА................................................................................... 53
3.1. Понятие о воспитании. Социальная сущность воспитания.. 53
3.2. Виды воспитания.................................................................... 56
3.3. Педагогические теории воспитания....................................... 59
3.4. Цели и задачи воспитания в современных условиях. Генезис целей воспитания.............................................................................. 63
3.5. Содержание и проблемы воспитания.................................... 67
Глава 4. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ.................................................................................................. 70
4.1. Закономерности процесса воспитания.................................. 70
4.2. Принципы воспитания........................................................... 72
4.3. Методы и стили воспитания................................................... 75
4.4. Воспитательный процесс. Условия его эффективности........ 80
4.5. Воспитательная система. Требования к воспитательной системе с позиции модернизации образования........................................ 81
Глава 5. ДИДАКТИКА – ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ............................. 83
5.1. Закономерности и принципы обучения................................ 83
5.2. Методы обучения................................................................... 85
5.3. Средства обучения................................................................. 86
5.4. Формы и организация обучения........................................... 88
Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ................ 92
|
|
6.1. Понятия «управление» и «педагогический менеджмент».... 92
6.2. Теория управления. Основные понятия теории управления 94
6.3. Управление образовательными системами........................... 98
6.4. Государственно-общественная система управления образованием 100
6.5. Основные функции педагогического управления............... 102
6.6. Принципы управления педагогическими системами.......... 105
6.7. Методы, стиль и формы управления педагогическими системами 107
6.8. Образовательный менеджмент и маркетинг. Менеджмент и маркетинг в сфере профессионального образования........................... 110
6.9. Учреждения общего и профессионального образования и проблемы управления их развитием................................................... 111
6.10. Понятие о качестве. Качество образования...................... 113
6.11. Государственная политика в области качества образования 114
Глава 7. ГЕНЕЗИС И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ................................................................................................ 118
7.1. История профессионального образования в России. Этапы становления и развития профессионального образования.............. 118
7.2. Становление профессионального образования за рубежом 122
Глава 8. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ................................................................................. 127
8.1. Понятия «профессиональное образование» и «профессиональная подготовка».......................................................................... 127
8.2. Профессиональное становление личности специалиста. Этапы профессионального становления............................................... 129
8.3. Основные направления развития системы профессионального образования в России.................................................................. 132