УДК 373
ББК 74.1я73
Ф15
Рецензенты:
Доктор педагогических наук, профессор Балашовского филиала
Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского
Л.Н. Седова;
Кандидат педагогических наук, доцент 4-го факультета
Краснодарского Военно-авиационного института
И.Н. Дубовицкий.
Рекомендовано к изданию Учебно-методическом советом
Балашовского филиала Саратовского государственного университета
Им. Н.Г. Чернышевского.
Фадина, Г. В.
Ф15 Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 80 с.
ISBN 5—94035—153—0
В учебно-методическом пособии изложено краткое содержание курса «Специальная дошкольная педагогика», даны практические рекомендации к проведению занятий.
Пособие предназначено для преподавателей и студентов педагогических факультетов для использования в практике специалистами дошкольного образования.
УДК 373
ББК 74.1я73
ISBN 5—94035—153—0 © Г.В. Фадина, 2004
О г л а в л е н и е
Введение. 5
Структура программы.. 8
Тема 1. Специальная педагогика как наука
о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи. 15
1.1. Специальная педагогика как наука
об обучении, воспитании детей дошкольного возраста с проблемами
в развитии. 16
1.2. Цели и задачи специальной педагогики. 17
1.3. Место специальной дошкольной педагогики в системе наук. 17
1.4. Этапы развития специальной дошкольной педагогики. 19
1.5. Основные понятия специальной дошкольной педагогики. 19
Тема 2. Технология специального образования. 20
2.1. Принципы специального образования. 21
2.2. Методы и приёмы обучения и воспитания. 23
2.3. Формы организации обучения. 25
2.4. Средства специального образования. 26
2.5. Роль раннего и дошкольного возраста
в развитии детей с проблемами. 27
2.6. Система специальных учреждений для детей
с ограниченными возможностями. 28
Тема 3. Организация специальной работы в ДОУ.. 30
3.1. Динамика психического развития. Ранняя стимуляция психомоторного развития 31
3.2. Цели и задачи специальной работы.. 35
3.3. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях. 38
3.4. Ранняя диагностика отклонений в развитии. 39
Тема 4. Воспитание детей с ограниченными возможностями. 40
4.1. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями. 40
4.2. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями. 45
4.3. Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями 50
4.4. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа. 52
Тема 5. Коррекционно-педагогическая работа. 53
5.1. Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости. 54
5.2. Коррекционно-педагогическая работа при ЗПР. 56
5.3. Логопедическая работа при речевом недоразвитии. 59
5.4. Комплексная работа при ДЦП.. 59
5.5. Коррекционно-педагогическая работа
при сенсорных нарушениях. 60
5.6. Коррекция эмоциональных расстройств. 62
Методические рекомендации к проведению практических занятий. 64
Заключение. 68
Примерная тематика рефератов и курсовых работ. 69
Вопросы к итоговому контролю по курсу «Специальная дошкольная педагогика» 70
Список дополнительной литературы.. 72
Приложения. 75
Краткий терминологический словарь. 73