Введение. Исходной основой построения программы лекционного курса «Специальная дошкольная педагогика» явился социальный заказ современной образовательной практики по

Исходной основой построения программы лекционного курса «Специальная дошкольная педагогика» явился социальный заказ современной образовательной практики по решению актуальной проблемы современности — интеграции детей с ограниченными возможностями.

Предлагаемое пособие посвящено вопросам проведения лекционных занятий по учебному курсу «Специальная педагогика» и предназначено для преподавателей курса, а также студентов педагогического факультета отделения дошкольной педагогики и психологии. Пособие включает:

1) содержание учебного курса «Специальная дошкольная педагогика»;

2) методические рекомендации по содержанию и структуре занятий по основным темам лекционного раздела и практических занятий в соответствии с приведённым перечнем учебных вопросов.

В пособии приведено примерное распределение учебного времени, отводимого на проведение лекционных занятий по разным темам со студентами заочного отделения.

Преподавание курса «Специальная дошкольная педагогика» осуществляется с опорой на знания студентами следующих предметов: психология детства, дошкольная педагогика, коррекционная педагогика, основы специальной педагогики и психологии.

Широкий спектр психолого-педагогических знаний студентов предопределяет целенаправленное изучение детей с ограниченными возможностями и выбор оптимальных коррекционно-педагогических технологий в зависимости от структуры дефекта.

Знание основ специальной дошкольной педагогики предполагает образование понятий об основных закономерностях психического развития детей с ограниченными возможностями:

– интегральной индивидуальности: формально-динамической и личностной;

– факторах психического развития, вариантах психического недоразвития;

– коррекции и компенсации нарушенных функций, о принципах коррекционно-развивающего обучения в период раннего и дошкольного детства;

– психолого-педагогических методах изучения детей с ограниченными возможностями;

– основах обучения и воспитания различных категорий детей.

Знание основ специальной дошкольной педагогики формирует представления о следующих вопросах:

– роли биосоциальных факторов в психическом развитии детей;

– специфических особенностях развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы детей с ограниченными возможностями;

– содержании дошкольного воспитания детей с ограниченными возможностями, о формировании целостной структуры личности, о приобретении нравственных алгоритмов, сохранении психологического здоровья в структуре дошкольного образования;

– основных направлениях подготовки детей с проблемами в развитии к школьному обучению.

Практическая сторона специальной дошкольной педагогики определяется её основными задачами: обучение, воспитание, диагностика и коррекция детей с ограниченными возможностями.

Задачи специальной дошкольной педагогики предполагают понимание специфики руководства по формированию различных сторон психической деятельности в пределах психофизических возможностей детей с отклонениями в развитии с использованием специальных методов и приёмов обучения и воспитания.

Полученные знания помогут студентам применять адекватные методы и средства для решения проблем в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. В результате изучения материала у студентов будут сформированы теоретические и практические представления, позволяющие оценить уровень психического развития, отобрать соответствующие коррекционно-педагогические технологии, методы обучения и воспитания, разрабатывать на основе зоны ближайшего развития диагностические и коррекционные программы. У студентов сформируется гуманистическое мировоззрение по отношению к детям с ограниченными возможностями.

Программа лекционных занятий со студентами заочного отделения (в объёме 24 учебных часов) рассчитана на один семестр обучения.

В лекционные занятия со студентами заочного отделения входит изучение основных вопросов:

– определение категорий детей, имеющих отклонения в развитии, которые могут воспитываться в ДОУ;

– организация и содержание специальной работы в ДОУ;

– особенности воспитания детей с ограниченными возможностями;

– коррекционно-педагогическая работа при различных отклонениях в развитии детей дошкольного возраста.

Лекции раскрывают методологическую и теоретическую основу специальной дошкольной педагогики, особенности процессов обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

При определении содержания занятий учитывается то, что студенты имеют возможность проверять полученные знания, выполняя практические задания на базе ДОУ.

По каждой теме приводится список литературы, рекомендованной преподавателем для подготовки к семинарам, расширения кругозора.

На итоговых занятиях целесообразно проводить контрольные работы.

В результате изучения курса «Специальная дошкольная педагогика" студент должен знать:

– теоретико-методологические основы учебно-воспитательного и коррекционно-педагогического процесса;

– современные подходы к организации воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;

– основные понятия специальной дошкольной педагогики;

– структуру построения системы специального дошкольного образования;

– основные психолого-педагогические доминанты развития детей в период дошкольного детства;

– доминирующие направления и технологии педагогической деятельности.

Изучая курс «Специальная дошкольная педагогика» студент должен овладеть следующими умениями:

– диагностировать трудности в развитии детей дошкольного возраста;

– проводить психолого-педагогическое исследование детей с ограниченными возможностями;

– использовать современные методы и приёмы коррекционно-педагогической работы;

– проводить анализ обучения и определять коррекционно-развивающий эффект на основе динамического изучения детей в учебно-воспитательном процессе.

Настоящая программа может стать составной частью учебного курса по специальной педагогике и психологии с целью общепедагогической подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания педагогических вузов, а также может рассматриваться как базовый учебный курс для системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: