Модернизация основных средств в «1С:Бухгалтерии 8.0»

В хозяйственной деятельности организации часто сталкиваются с необходимостью проведения модернизации устаревшего оборудования. Поговорим о том, как отразить увеличение первоначальной стоимости основного средства в бухгалтерском и налоговом учете, а также как начислить амортизацию после проведения модернизации в конфигурации.

Согласно установленным перечисленными актами правилам, изменение первоначальной стоимости основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию могут увеличивать первоначальную стоимость основных средств такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) такого основного средства. Аналогичные правила установлены и для налогового учета.

Срок полезного использования в бухгалтерском учете должен быть пересмотрен, если в результате проведенной реконструкции или модернизации произошло улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств. При увеличении срока полезного использования основного средства в бухгалтерском учете, он может быть увеличен и для целей налогового учета, однако только в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

В программе для отражения увеличения первоначальной стоимости основных средств по бухгалтерскому и налоговому учету, а также для изменения срока их полезного использования предназначен документ «Модернизация ОС».

Рассмотрим методику отражения увеличения стоимости основного средства на конкретном примере.

Пример:

Организация приобрела в январе 2005 года компьютер стоимостью 20 000 руб., срок полезного использования – 60 месяцев. Амортизация начисляется линейным способом, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. В мае того же года было принято решение увеличить объем оперативной памяти компьютера. Сумма расходов по модернизации (как для целей бухгалтерского, так и налогового учета) составила 1 500 руб. (без учета НДС). Эта сумма сложилась из стоимости модуля оперативной памяти (1 200 руб.) и стоимости установки его в системном блоке компьютера, выполненной специалистом сервисной фирмы. Срок полезного использования в результате модернизации не изменился.

Приобретение модуля памяти оформляем документом «Поступление товаров и услуг» с видом операции «покупка, комиссия». В нашем примере на закладке «Товары» этого документа следует заполнить информацию о принимаемом на учет модуле памяти. Поскольку модуль предназначен для модернизации оборудования, его можно учесть на счете 10.05 «Запасные части».

Услуги по установке модуля памяти можно отразить в том же документе, на закладке «Услуги».

При этом в качестве счета затрат следует указать счет учета объектов строительства. В нашем примере это будет счет 08.03 со следующей аналитикой:

● Объекты строительства: Компьютер;

● Статьи затрат: статья учета расходов по модернизации основных средств;

● Способы строительства: Подрядный.

Стоимость принятого на учет модуля памяти после его монтажа в системный блок компьютера следует также отнести на объект строительства «Компьютер». Это можно сделать при помощи документа «Требование-накладная». В качестве счета затрат нужно указать счета учета объекта строительства с соответствующей аналитикой для бухгалтерского и налогового учета. В нашем примере это будет счет 08.03 с такой же аналитикой, которая использовалась при принятии на учет услуг по установке модуля памяти:

● Объекты строительства: Компьютер;

● Статьи затрат: статья учета расходов по модернизации основных средств;

● Способы строительства: Подрядный.

При проведении документа будет сделана проводка, относящая стоимость модуля памяти с кредита счета 10.05 в дебет счета 08.03. В результате все затраты по модернизации компьютера будут собраны на счете 08.03.

Таким образом, перед тем, как увеличить стоимость основного средства, необходимо предварительно собрать затраты, связанные с его модернизацией, на объекте строительства. Для аккумуляции таких затрат предназначен счет 08.03 «Строительство объектов основных средств», позволяющий вести аналитику по объектам строительства, статьям затрат и способам строительства. В нашем случае следует создать объект строительства, по которому будут собираться затраты по модернизации компьютера.

Наименование объекта строительства удобно ввести такое же, как и у основного средства, по которому аккумулируются затраты. Это облегчит его поиск и повысит наглядность аналитической информации.

После того, как затраты, относящиеся к модернизации основного средства, будут отнесены на объект строительства, можно заполнять документ «Модернизация ОС», при помощи которого сумма таких затрат будет перенесена с объекта строительства на основное средство.

В поле ввода «Событие» нужно выбрать событие, характеризующее модернизацию основного средства. Выбранное событие при проведении документа заносится в регистр сведений «События с основными средствами». При помощи этого регистра можно получить информацию обо всех событиях, произошедших с основным средством, настроив соответствующий отбор. Вид события должен иметь значение «Модернизация». Если событие с таким видом в справочнике отсутствует, его нужно создать.

В поле ввода «Объект» следует выбрать объект строительства, на котором собирались затраты на модернизацию основного средства. На закладке «Основные средства» в табличной части следует перечислить модернизируемые объекты основных средств. Для этого удобно воспользоваться кнопкой «Подбор», расположенной в командной панели табличной части. Напомним, что в нашем примере модернизуется основное средство «Компьютер».

После подбора основных средств в документе «Модернизация ОС» можно автоматически заполнить остальные колонки табличной части на основании данных программы. Для этого нужно нажать на кнопку «Заполнить» в командной панели табличной части документа, и в выпадающем меню выбрать пункт «Для списка ОС». Если в табличной части документа «Модернизация ОС» выбрано несколько основных средств, то сумма затрат, накопленная на объекте строительства, будет распределена между этими основными средствами равными долями.

Затем на закладке «Бухгалтерский и налоговый учет» следует указать общую сумму затрат (как для бухгалтерского, так и для налогового учета), накопленную на объекте строительства. После того, как будут указаны счета учета объектов строительства (в нашем примере 08.03), можно нажать на кнопку «Рассчитать суммы» и соответствующие поля будут заполнены программой автоматически. После заполнения документа можно распечатать акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. № ОС-3).

При проведении документ «Модернизация ОС» переносит сумму затрат с кредита счета учета объектов строительства в дебет счета учета основных средств. В нашем примере будут сделаны следующие проводки:

● по бухгалтерскому учету:

● по налоговому учету:

Следовательно, после проведения модернизации должна быть вычислена стоимость, которая будет служить базой для дальнейшего начисления амортизации. Она определяется следующим образом:

Полученная сумма отражается в колонке «Ост. стоимость (БУ)». В нашем примере эта сумма составит 20 166,68 руб. (20 000 – 999,99 – 333,33 + 1 500).

При проведении документа «Модернизация ОС» остаточная стоимость и оставшийся срок полезного использования запоминаются. В нашем примере оставшийся срок полезного использования равен 56 мес. (60 – 4).

Новая стоимость и новый срок использования для начисления амортизации применяются, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была проведена модернизация.

В нашем примере, начиная с июня 2005 года, сумма амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета составит 360,12 руб. (20 166,68: 56).

Начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была проведена модернизация, для расчета амортизации используется изменившаяся первоначальная стоимость и срок полезного использования.

В нашем примере, начиная с июня 2005 года, сумма амортизационных отчислений для целей налогового учета составит 358,33 руб. (21 500,00: 60).

Остается добавить, что по истечении срока полезного использования, стоимость компьютера в налоговом учете не будет полностью погашена, поскольку за 60 месяцев сумма амортизации составит 21 399,80 руб. (333,33 х 4 + 358,33 х 56).

Оставшиеся 100,20 руб. будут включены в сумму амортизации, рассчитанной в 61-й месяц использования компьютера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: