Понятие управленческого учета, его предмет, объекты, методы и принципы построения

Лекция 1

Впервые управленческий учет был официально признан в 1972 г. американской ассоциацией бухгалтеров, разработавшей программу подготовки специалистов по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтера-аналитика.

Управленческий учет можно определить как самостоятельное направ­ление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управ­ленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управле­ния, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений.

Бухгалтерский управленческий учет — это связующее звено между учет­ным процессом и управлением предприятием. Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации и ее отдельных структурных подразделений (сегментов), назы­ваемых центрами ответственности.

Объектами управленческого учета являются зат­раты и доходы как всего предприятия, так и его отдельных центров ответственнос­ти; бюджетирование; внутреннее ценообразование и внутренняя отчетность.

Хозяйственные операции, носящие исключительно финансовый харак­тер (операции с ценными бумагами, продажа или покупка имущества, арен­дные и лизинговые операции, инвестиции в дочерние и зависимые обще­ства и т.п.), выходят за рамки предмета управленческого учета.

Развитие управленческого учета произошло на базе производственного, калькуляционного учета. Поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство и калькулирование.

Важнейшими целями управленческого учета являются:

- оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;

- контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия;

- обеспечение базы для ценообразования;

- выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.

Таким образом, управленческий учет способствует выполнению важнейшей задачи, поставленной перед управлением производствен­ной деятельности, — обеспечение данными и показателями внутрен­них пользователей для выработки, обоснования принятых оптималь­ных решений по совершенствованию процесса управления.

Методы, используемые в управленческом учете, разнообразны:

- элементы метода финансового учета (оценка и калькуляция, счета, двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение, отчетность);

- приемы и методы, применяемые в статистике и экономическом анализе (индексный метод, факторный анализ и т.д.);

- математические методы (корреляция, линейное программирование, метод наименьших квадратов и т.д.)

К принципам управленческого учета относятся:

- непрерывность деятельности предприятия;

- использование единых для планирова­ния и учета (планово-учетных) единиц измерения;

- оценка результа­тов деятельности подразделений предприятия;

- преемственность и многократное использование первичной и промежуточной инфор­мации в целях управления;

- формирование показателей внутренней отчетности, как основа коммуникационных связей между уровнями управления;

- применение бюджетного (сметного) метода управле­ния затратами, финансами, коммерческой деятельностью;

- полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета;

- периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной поли­тикой.

Совокупность перечисленных принципов обеспечивает дей­ственность системы управленческого учета, но не унифицирует учет­ный процесс.

2. Взаимосвязь и различия управленческого и финансового учета

Управленческий учет включает в себя производственный учет и часть финансового учета, необходимую для внутреннего управле­ния (составление отчетов о затратах на производство продукции для внешних пользователей).

Финансовый и управленческий учет составляют единую систему бухгалтерского учета на предприятии. Общепринятые принципы финансового учета действуют и в управленческом учете. И в финансовом и в управленческом учете используется оперативная информация. Предъявляются единые требования в первичной документации, которая является источником информации как для финансового, так и управленческого учета. Данные и финансового и управленческого учета используются для принятия решений.

Но наря­ду с этим имеются принципиальные отличия между ними по следующим вопросам:

  Финансовый учет Управленческий учет
1. Обязательность ведения учета. Обязательность ведения закреплена законодательно. Ведение зависит от желания и воли руководства организации.
2. Цель ведения учета. Составление финансовых документов для внешних пользователей. Является только средством обеспечения планирования, управления и контроля в данной организации.
3. Пользователи информа­ции. Внешние пользователи (акционеры, кредиторы, государственные органы и пр.). Их запросы подразумеваются одинаковыми. Внутренние пользователи (администрация, менеджеры). Известны их специфические запросы, на которые и должна ориентироваться система управленческого учета.
4. Основные правила Ведется в соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством по бухгалтерскому учету Организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия.
5. Используемые измери­тели. Ведется в российской валюте - рублях. Используются как денежные, так и неденежные измерители. Применяются натуральные, условно-­натуральные, расчетные показатели.
6. Группировка затрат. Затраты группируются по экономическим элементам (материалы, оплата труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления, прочие). Предприятие самостоятельно решает вопрос о том, по каким статьям классифи­цировать затраты (по центрам ответственности, по носителям затрат и др.).
  7. Основной объект учета. Хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое. Деятельность предприятия рассматривается по центрам ответственности (центр затрат, центр доходов, центр прибыли, центр инвестиций).
8. Периодичность состав­ления отчетности. Состав и периодичность составления отчетности устанавливается законода­тельными актами. Годовая отчетность составляется за год, промежуточная - месяц, квартал, и т. д. Отчеты составляются по мере надобности: ежеме­сячно, еженедельно, еже­дневно. Администрация предприятия самостоятельно устанавливает состав и периодичность представ­ления внутренней отчет­ности.
9. Степень точности информации. Высокая степень точности информации. Информация во многом носит расчетный характер и часто ради оперативности исполь­зуются приблизительные и примерные оценки.
10. Степень открытости информации. Отчетность является от­крытой, публичной. Информация обычно является коммерческой тайной, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер.
11. Привязка ко времени. Отражает финансовую ис­торию организации. Бухгалтерские проводки выполняются после совер­шения операции. Данные носят «исторический» характер. Содержит как «историческую» информацию, так и оценки и планы на будущее.
12. Базисная структура. Учет строится на известном балансовом уравнении: Активы = Капитал + Обязательства Структура информации зависит от запросов пользователей.

13. Ответственность за правильность ведения учета. Налоговыми органами могут быть наложены штрафные санкции за неправильное отражение информации в отчетности. Кредиторы или акционеры могут обратиться в суд по причине искажения информации в отчетности. Так как нет норм и правил, то руководителя могут привлечь к ответственности только за неправильное управленческое решение на основе данных управленческого учета, но не за сами данные.

3. Понятие и виды центров ответственности.

На предприятия управление затратами осуществляется не только по предприятию в целом, но и более детально – по центрам ответственности. Центр ответственности – это сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решения. Управление затратами по центрам ответственности осуществляется преимущественно на крупных предприятиях.

Деление предприятия на центры ответственности позволяет:

- использовать специфические методы управления затратами с учетом особенностей деятельности каждого подразделения предприятия;

- увязать управление затратами с организационной структурой предприятия;

- децентрализовать управление затратами, осуществляя его на всех уровнях управления;

- установить ответственных за возникновение затрат, выручки, прибыли.

Характерные особенности системы управления затратами по центрам ответственности заключается в следующем:

- определение области полномочий и ответственности каждого менеджера: менеджер отвечает только за те показатели, которые он может контролировать;

- персонализация документов внутренней отчетности;

- участие менеджеров центров ответственности в подготовке отчетов за прошедший период и планов на предстоящий период.

В управленческом учете выделяют четыре типа центров ответственности:

- центры затрат;

- центры доходов;

- центры прибыли;

- центры инвестиций.

Центр затрат – это подразделение, руководитель которого отвечает за затраты. Например, производственный цех, конструкторское бюро. Руководитель центра затрат обладает наименьшими полномочиями и поэтому несет минимальную ответственность за полученные результаты. Основным контролируемым показателем такого центра являются затраты. Целью центра затрат является снижение затрат. Центры затрат могут входить в состав других более крупных центров ответственности.

Центр доходов -это подразделение, руководитель которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственности за расходы (отдел продаж и т.д.). Основным контролируемым показателем данного центра являются доходы, но это не означает, что у данного подразделения отсутствуют расходы. Это объясняется тем, что отсутствует взаимосвязь между затратами на функционирование данного центра и получаемыми им доходами. Целью центра доходов является увеличение доходов.

Центр прибыли – это подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за доходы. Это филиалы или предприятия в составе крупного объединения, холдинга. Менеджер центра прибыли контролирует цены, объем производства и реализации, а также затраты, поэтому основным контролируемым показателем является прибыль. Центр прибыли может состоять из нескольких центров затрат. Целью центра прибыли является получение максимальной прибыли.

Центр инвестиций – подразделение, руководитель которого отвечает не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения. Примером может служить дочернее предприятие, имеющее право инвестировать собственную прибыль. Цель центра инвестиций – не только получение максимальной прибыли, но и достижение максимальной рентабельности вложенного капитала, максимальной доходности инвестиций. Руководитель центра инвестиций обладает наибольшим объемом полномочий и несет наибольшую ответственность. Центр инвестиций можно рассматривать как совокупность центра затрат и центра прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: