Лекция 1
Впервые управленческий учет был официально признан в 1972 г. американской ассоциацией бухгалтеров, разработавшей программу подготовки специалистов по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтера-аналитика.
Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений.
Бухгалтерский управленческий учет — это связующее звено между учетным процессом и управлением предприятием. Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации и ее отдельных структурных подразделений (сегментов), называемых центрами ответственности.
Объектами управленческого учета являются затраты и доходы как всего предприятия, так и его отдельных центров ответственности; бюджетирование; внутреннее ценообразование и внутренняя отчетность.
|
|
Хозяйственные операции, носящие исключительно финансовый характер (операции с ценными бумагами, продажа или покупка имущества, арендные и лизинговые операции, инвестиции в дочерние и зависимые общества и т.п.), выходят за рамки предмета управленческого учета.
Развитие управленческого учета произошло на базе производственного, калькуляционного учета. Поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство и калькулирование.
Важнейшими целями управленческого учета являются:
- оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;
- контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия;
- обеспечение базы для ценообразования;
- выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.
Таким образом, управленческий учет способствует выполнению важнейшей задачи, поставленной перед управлением производственной деятельности, — обеспечение данными и показателями внутренних пользователей для выработки, обоснования принятых оптимальных решений по совершенствованию процесса управления.
Методы, используемые в управленческом учете, разнообразны:
- элементы метода финансового учета (оценка и калькуляция, счета, двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение, отчетность);
- приемы и методы, применяемые в статистике и экономическом анализе (индексный метод, факторный анализ и т.д.);
- математические методы (корреляция, линейное программирование, метод наименьших квадратов и т.д.)
|
|
К принципам управленческого учета относятся:
- непрерывность деятельности предприятия;
- использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения;
- оценка результатов деятельности подразделений предприятия;
- преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления;
- формирование показателей внутренней отчетности, как основа коммуникационных связей между уровнями управления;
- применение бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью;
- полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета;
- периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой.
Совокупность перечисленных принципов обеспечивает действенность системы управленческого учета, но не унифицирует учетный процесс.
2. Взаимосвязь и различия управленческого и финансового учета
Управленческий учет включает в себя производственный учет и часть финансового учета, необходимую для внутреннего управления (составление отчетов о затратах на производство продукции для внешних пользователей).
Финансовый и управленческий учет составляют единую систему бухгалтерского учета на предприятии. Общепринятые принципы финансового учета действуют и в управленческом учете. И в финансовом и в управленческом учете используется оперативная информация. Предъявляются единые требования в первичной документации, которая является источником информации как для финансового, так и управленческого учета. Данные и финансового и управленческого учета используются для принятия решений.
Но наряду с этим имеются принципиальные отличия между ними по следующим вопросам:
Финансовый учет | Управленческий учет | |
1. Обязательность ведения учета. | Обязательность ведения закреплена законодательно. | Ведение зависит от желания и воли руководства организации. |
2. Цель ведения учета. | Составление финансовых документов для внешних пользователей. | Является только средством обеспечения планирования, управления и контроля в данной организации. |
3. Пользователи информации. | Внешние пользователи (акционеры, кредиторы, государственные органы и пр.). Их запросы подразумеваются одинаковыми. | Внутренние пользователи (администрация, менеджеры). Известны их специфические запросы, на которые и должна ориентироваться система управленческого учета. |
4. Основные правила | Ведется в соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством по бухгалтерскому учету | Организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия. |
5. Используемые измерители. | Ведется в российской валюте - рублях. | Используются как денежные, так и неденежные измерители. Применяются натуральные, условно-натуральные, расчетные показатели. |
6. Группировка затрат. | Затраты группируются по экономическим элементам (материалы, оплата труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления, прочие). | Предприятие самостоятельно решает вопрос о том, по каким статьям классифицировать затраты (по центрам ответственности, по носителям затрат и др.). |
7. Основной объект учета. | Хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое. | Деятельность предприятия рассматривается по центрам ответственности (центр затрат, центр доходов, центр прибыли, центр инвестиций). |
8. Периодичность составления отчетности. | Состав и периодичность составления отчетности устанавливается законодательными актами. Годовая отчетность составляется за год, промежуточная - месяц, квартал, и т. д. | Отчеты составляются по мере надобности: ежемесячно, еженедельно, ежедневно. Администрация предприятия самостоятельно устанавливает состав и периодичность представления внутренней отчетности. |
9. Степень точности информации. | Высокая степень точности информации. | Информация во многом носит расчетный характер и часто ради оперативности используются приблизительные и примерные оценки. |
10. Степень открытости информации. | Отчетность является открытой, публичной. | Информация обычно является коммерческой тайной, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер. |
11. Привязка ко времени. | Отражает финансовую историю организации. Бухгалтерские проводки выполняются после совершения операции. Данные носят «исторический» характер. | Содержит как «историческую» информацию, так и оценки и планы на будущее. |
12. Базисная структура. | Учет строится на известном балансовом уравнении: Активы = Капитал + Обязательства | Структура информации зависит от запросов пользователей. |
13. Ответственность за правильность ведения учета. | Налоговыми органами могут быть наложены штрафные санкции за неправильное отражение информации в отчетности. Кредиторы или акционеры могут обратиться в суд по причине искажения информации в отчетности. | Так как нет норм и правил, то руководителя могут привлечь к ответственности только за неправильное управленческое решение на основе данных управленческого учета, но не за сами данные. |
3. Понятие и виды центров ответственности.
|
|
На предприятия управление затратами осуществляется не только по предприятию в целом, но и более детально – по центрам ответственности. Центр ответственности – это сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решения. Управление затратами по центрам ответственности осуществляется преимущественно на крупных предприятиях.
Деление предприятия на центры ответственности позволяет:
- использовать специфические методы управления затратами с учетом особенностей деятельности каждого подразделения предприятия;
|
|
- увязать управление затратами с организационной структурой предприятия;
- децентрализовать управление затратами, осуществляя его на всех уровнях управления;
- установить ответственных за возникновение затрат, выручки, прибыли.
Характерные особенности системы управления затратами по центрам ответственности заключается в следующем:
- определение области полномочий и ответственности каждого менеджера: менеджер отвечает только за те показатели, которые он может контролировать;
- персонализация документов внутренней отчетности;
- участие менеджеров центров ответственности в подготовке отчетов за прошедший период и планов на предстоящий период.
В управленческом учете выделяют четыре типа центров ответственности:
- центры затрат;
- центры доходов;
- центры прибыли;
- центры инвестиций.
Центр затрат – это подразделение, руководитель которого отвечает за затраты. Например, производственный цех, конструкторское бюро. Руководитель центра затрат обладает наименьшими полномочиями и поэтому несет минимальную ответственность за полученные результаты. Основным контролируемым показателем такого центра являются затраты. Целью центра затрат является снижение затрат. Центры затрат могут входить в состав других более крупных центров ответственности.
Центр доходов -это подразделение, руководитель которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственности за расходы (отдел продаж и т.д.). Основным контролируемым показателем данного центра являются доходы, но это не означает, что у данного подразделения отсутствуют расходы. Это объясняется тем, что отсутствует взаимосвязь между затратами на функционирование данного центра и получаемыми им доходами. Целью центра доходов является увеличение доходов.
Центр прибыли – это подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за доходы. Это филиалы или предприятия в составе крупного объединения, холдинга. Менеджер центра прибыли контролирует цены, объем производства и реализации, а также затраты, поэтому основным контролируемым показателем является прибыль. Центр прибыли может состоять из нескольких центров затрат. Целью центра прибыли является получение максимальной прибыли.
Центр инвестиций – подразделение, руководитель которого отвечает не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения. Примером может служить дочернее предприятие, имеющее право инвестировать собственную прибыль. Цель центра инвестиций – не только получение максимальной прибыли, но и достижение максимальной рентабельности вложенного капитала, максимальной доходности инвестиций. Руководитель центра инвестиций обладает наибольшим объемом полномочий и несет наибольшую ответственность. Центр инвестиций можно рассматривать как совокупность центра затрат и центра прибыли.