Некоторые проблемы использования информационных технологий в образовании

Маршалхан А. ст.преп., КазНМУ им.С.Асфендиярова

Дукенбаева М. магистрант КазНПУ им.Абая

Сегодня современное образование невозможно представить без использования информационных технологий. Общеизвестно, что компьютерные технологии внедряются во все сферы человеческой деятельности, не исключением является и образование.

Информационные технологии в образовании расширяют возможности передачи информации, используя цвет, графику, средства аудиотехники, видеотехники, мультимедиа технологий. Применение информационных технологий в образовании позволяет мотивировать студентов к процессу обучения. Применяя, информационные технологии в образовании, преподаватели могут найти индивидуальный подход к каждому студенту, т.е. используя, компьютерные технологии, они могут удовлетворить запрос каждого студента.

Информационные технологии в профессиональном образовании в учебном процессе расширяют возможности постановки различных учебных задач, а также их решения, дают возможность наглядно представить этапы решения той или иной задачи, позволяют качественно вести контроль за деятельностью студентов.

Необходимо подчеркнуть, что в мировом сообществе обсуждению подходов к решению этих проблем уделяется большое внимание. Проводятся конференции, семинары и другие мероприятия по обмену опытом в использовании компьютерной технологии обучения в реальном учебном процессе, где оцениваются положительные и негативные стороны информатизации образования.

Полезность таких конференций для специалистов из Казахстана в том, что на них выносятся и обсуждаются результаты тех или иных образовательных и обучающих проектов с применением различных возможностей информационных технологий. Поставить такое множество образовательных и учебных экспериментов и оценить их результаты невозможно в одной, отдельно взятой, системе образования. Тем более если эти эксперименты проведены с использованием развитых инфраструктур западных стран. Дороговизна проведения учебных экспериментов с использованием возможностей передовых информационных технологий ставит наших преподавателей и специалистов-исследователей этих проблем в очень трудное положение. Отсюда и фрагментарность, и отсутствие системного подхода в реализации хотя бы основ компьютерной технологии обучения, невозможность тиражировать удачные результаты образовательных проектов, да и просто тиражирования отдельных компьютеризированных курсов в других образовательных учреждениях.

Если говорить о применении информационных технологий в нашей стране, то, несмотря на экономические трудности и отсутствие должного финансирования в системе образования идет активное освоение информационных технологий и не менее активные попытки применить их в учебном и образовательном процессах. Одним из недостающих моментов здесь является отсутствие системного подхода к решению всего комплекса проблем, указанных выше.

Начальная стадия реализации системного подхода к использованию ИТ в образовании и обучении связана, в первую очередь, с реализацией следующих предложений:

- создание учебно-методического центра по проблемам разработки методик компьютерной технологии обучения, технологий разработки учебного назначения и образовательных приложений для телематических систем;

- разработка системы показателей оценки качества программного обеспечения учебного назначения;

- разработка организационно-правовых норм (принципов) создания и использования образовательных приложений для установки их в телематических системах.

Реализация этих предложений не требует создания еще одного учреждения в системе образования. Функции центра могут интегрироваться головной организацией по соответствующей подпрограмме в рамках межвузовской программы “Информационные технологии”, которая будет координировать деятельность и обобщать опыт тех организаций и учреждений, где ведутся исследования в этом направлении.

Если оценивать ресурсы и возможности по созданию и распространению учебного назначения системы образования Казахстана, то сейчас наиболее эффективным способом для этого является анализ информации и оценка того ПО, которое заявлено или выставлено на серверах ведущих учебных заведений. Однако это будет только ознакомительная информация.

Для направленного использования огромного потенциала и опыта в создании ПО учебного и образовательного назначения, а также координации работ, ведущихся в системе образования по активному использованию ИТ, необходимо возродить практику отбора на конкурсной основе лучшего ПО учебного и образовательного назначения, прошедшего апробацию в учебном процессе образовательных учреждений с целью распространения его в системе образования. Для объективной оценки качества разрабатываемого ПО учебного назначения существуют определенные показатели и критерии, которые, в свою очередь, также требуют постоянного совершенствования и корректировки. Наш опыт работы в этом направлении показывает, что создать образовательный программный продукт нужный и полезный системе образования можно только на основе привлечения к сотрудничеству представителей хотя бы нескольких научно-педагогических школ в каждой предметной области, а реализацию этого проекта осуществить на основе госзаказа, требования к которому и способы реализации которого проработаны.

С появлением возможности общения образовательных учреждений через телекоммуникационные сети в системе образования создаются и функционируют серверы, преподносимые их создателями как серверы учебного назначения. Они, как правило, содержат несколько информационных страниц, реализованных на языке HTML. Использовать эти материалы непосредственно для процесса обучения практически невозможно.

Прогноз специалистов европейского сообщества на перспективы развития телематических систем (систем которые наряду с телекоммуникационной инфраструктурой реализуют предметно-ориентированную информационную составляющую) на конец 90-х годов XX и начало XXI века включает, среди других приоритетных направлений их использования, следующие:

- адаптация существующих приложений учебного назначения для широкого их использования в телематических системах настоящего и будущего;

- персонификация образовательных и обучающих компьютерных программ;

- интегрирование обучающих систем в персональные рабочие станции, как локальные, так и объединенные в сеть;

- развитие новых форм обучения, связанных с использованием обучающих сред (“микромиров”);

- обеспечение удаленного мультимедиа доступа по сетям к библиотекам и другим источникам информации с персональных мультимедиа рабочих станций.

Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо учебную информацию представлять в различных формах. Этому способствует использование разнообразных мультимедиа приложений. Мультимедиа - это объединение нескольких средств представления информации в одной системе. Обычно под мультимедиа подразумевается объединение в компьютерной системе таких средств представления информации, как текст, звук, графика, мультипликация, видеоизображения и пространственное моделирование. Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: человек не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем. Программы с использованием средств мультимедиа многомодальны, т.е. они одновременно воздействуют на несколько органов чувств и поэтому вызывают повышенный интерес и внимание у аудитории.

Содержание мультимедиа приложений продумывается автором еще на этапе создания педагогического сценария и конкретизируется при разработке технологического сценария. Если текст и статическая графика - традиционные средства представления учебной информации, имеющие многовековую историю, то опыт использования мультимедиа исчисляется годами, что усложняет для преподавателя подготовку материалов к электронному изданию.

При подготовке мультимедиа курсов могут быть использованы следующие типы мультимедиа приложений:

- анимация - динамичная графика, основанная на применении различных динамических визуальных эффектов (движущиеся картинки, выделение цветом, шрифтом отдельных элементов схем/таблиц и т.п.);

- аудиоприложение - аудиозапись, чаще всего представляющая собой небольшие монологические комментарии преподавателя к некоторым схемам, таблицам, иллюстрациям и т.д. При этом схемы и таблицы могут быть снабжены эффектом анимации (элемент схемы/таблицы, о котором говорит преподаватель, выделяется во время прослушивания текста). Авторские аудиокомментарии позволяют придать материалу эмоциональную окраску, а иногда (если это педагогически обоснованно) и продублировать текст, подчеркивая его важность. Эффективным средством представления учебной информации может служить и слайд-шоу - видеоряд с синхронным звуковым сопровождением;

- видеолекция - Методически целесообразным считается запись небольшой по объему видео (не более 20 минут), помимо видеозаписи лекции возможно воспроизведение некоторых элементов предмета изучения с комментариями преподавателя.

Таким образом, необходимо отметить, что создание приложений учебного и образовательного назначения очень трудоемкий процесс, а установление их в сетях влечет дополнительные проблемы, связанные с условиями их распространения. В настоящее время формируются основы методик разработки, распространения и пользования такими приложениями. Однако это лишь небольшая часть от множества других проблем, сопутствующих разработке и распространению образовательных приложений.

12. Воспитание как социально-педагогический феномен. Ценности и цели воспитания. Противоречия как движущая сила воспитательного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: