Современные психолого-педагогические концепции образования

Социально- экономические изменения, характерные для периода последней четверти XX века, не подошли в нашей стране к своему завершению, а стали перманентными. Социальная неопределенность оказала свое воздействие на ключевую социальную сферу - образование. В этих условиях сегодня и осуществляется поиск эффективных путей развития отечественного образования с опорой на мировой опыт.

Мировая школа движется по пути демократизации образования, понимая образование как основу полноценного развития и главного ресурса любой страны.

Необходимо отметить, что Россия рассматривает сегодня образование и как гарант национальной безопасности, ресурс которого сегодня исчерпан.

В наступившем веке информатизации в мировом сообществе идет борьба за самый высший интеллектуальный потенциал нации, т.е. своеобразным товаром на мировом рынке становятся научные знания. В этой ситуации доля наукоемкой продукции представлена ведущими странами в следующем виде:

США - 36% Япония - 30 % Россия - 1%

Состояние современного образования, имеющего тенденцию к снижению качества, всерьез обеспокоены все страны мира. Так в ряду признаков неудовлетворительности образования компаративисты педагогики (А.Н.Джуринский) называют такие как:

o подъем среднестатистического (медианного) уровня образованности населения, при неуклонном снижении его качества;

o увеличение разрыва между потребностью в высокой подготовке в различных сферах общественной жизни, где необходимы отшлифованные ЗУН, и недостаточной образованностью и обученностью многих молодых людей, приходящих в эти сферы;

o неуклонный рост неспособности школы обучать всех качественно и основательно;

o рост функциональной неграмотности, при которой человек проходит курс обязательного школьного образования, но не владеет образовательными навыками в той мере, в которой это необходимо для решения проблем повседневной жизни;

o завышение оценок знаний учащихся, приобретшее масштабы «международного вируса»;

o исчезновение проблем школьного воспитания из поля зрения педагогов и др.

В основе демократизации школьных систем лежит антиэгалитаристский подход (А.Н.Джуринский), выражающийся в уходе от уравнительности, которая в наибольшей степени была свойственна системам Японии и СССР (эгалитаристский подход).

Нельзя не заметить, что образование подталкивают к выбору моделей, отработанных в опыте других стран, хотя необходимо реализовать отечественную модель народной школы. А.П.Валицкая считает, что при всем многообразии моделей поиск развивается в пределах четырех основных тенденций:

первая - сохранение структурных качеств советской единой государственной системы, школы, работающей по единообразным программам, имеющей установленный набор дисциплин (так наз. «стандартная школа») - модель ориентирована государством;

вторая - построение системы как спектра образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика, в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей («рыночный» тип образовательной системы) - модель ориентирована рынком;

третья - развитие образования в русле процессов гуманизации сознания и практики, актуальных для всего современного мира грядущего постиндустриального общества («культурологическая») - модель ориентирована культурой;

четвертая - рождается в поиске принципов построения целостного образовательного пространства развивающей школы («культуротворческая») - модель ориентирована на развитие и становление личности ребенка.

Ограничим классификацию образовательных моделей двумя полярными по своим характеристикам моделями. В настоящее время в отечественном образовании на смену устаревшей учебно- дисциплинарной модели приходит гуманистическая, личностно- развивающая модель, центрирующаяся вокруг подхода к учащимся, как полноправным партнерам, в условиях сотрудничества и отрицающая манипулятивный подход к ним.

Современная теория и практика образования отмечает взаимообусловленность процессов демократизации и гуманизации образовательных систем. При анализе состояния современных образовательных систем проводится их сравнение с ранее существующими системами, не подвергшимися процессам демократизации. В компаративных исследованиях Ш.А.Амонашвили, Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской, А.Н. Джуринского и др. выделяются признаки учебно дисциплинарной (авторитарной, традиционной, эгалитаристской и т.д.) модели и гуманистической (личностно- развивающей, антиэгалитаристской и т.д.) модели.

На основе данных исследований сотрудниками кафедры педагогики ООИПКРО была разработана сравнительная таблица признаков указанных моделей образования

Учебно-дисциплинарная (авторитарная) модель Признаки образовательных моделей
1. Формирует удобный тип личности. 2. Монолог учителя в учебно-воспитательном процессе (объектность ученика). 3. В обучении происходит взаимодействие ребенка с учебным материалом. 4. Отношения взрослого и ребенка находятся в плоскости назидания, контроля и осуждения. 5. Ученик поглощает информацию. 6. Совместная деятельность учителя и ученика - совокупность параллельных (непересекающихся) линий. 7. Школа ориентирована на процесс усвоения ребенком заданного учебного содержания и игнорирует реальную жизнь ребенка среди других детей и взрослых. 1. Создает условия для развития и саморазвития творческой личности. 2. Диалог педагога и воспитанника в учебно-воспитательном процессе (субъектность всех участников процесса). 3. В обучении происходит личностное взаимодействие (личностно - ориентиро - ванное обучение). 4. Отношение взрослого и ребенка основываются на взаимном доверии, самоконтроле и самооценке. 5. Ученик не только поглощает информацию, но отбирает ее, систематизирует, анализирует и вырабатывает новую. 6. Совместная деятельность учителя и ученика - единая линия. 7. Образовательное учреждение ориентировано на личностные достижения ребенка и учитывает реальную жизнь ребенка и индивидуально-типологические особенности и возможности.

Выбор моделей образования совершается внутри самой системы, путем попыток, перебора возможностей, доминирующих тенденций.

Исходя из потребностей образования, и руководствуясь образовательной политикой государства, определяется стратегия (обобщенный замысел перехода к новой школе) и концепция образования (обобщенный замысел).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: