Содержание образования как основа формирования

Формирование – это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, психологических и педагогических. Образование является основой формирования.

Образование определяется как социальный институт и рассматривается как одна из социальных подструктур общества. Образование в силу его культуросообразности включает в себя соб­ственно обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический кодекс).

«И воспитание, и образование нераздельны, - подчеркивал Л.Н. Толстой. - Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует вос­питательно».

Образование как система включает в себя понятие «педагогической системы», которая может рассматриваться как подсистема в общей систе­ме образования- соотносимая с образовательным процессом. Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:

1) социальный масштаб рассмотрения, то есть образование в мире, в определенной стране; система государственного, частного, обществен­ного, светскою и т.д. образования;

2) ступень образования (дошкольное, школьное, высшее с различны­ми уровнями, повышение квалификации, аспирантура и т.д.). причем каж­дая ступень имеет сбои организационные формы обучения и специфиче­ские формы контроля;

3) профиль образования (общее, специальное,...).

К вышеизложенному можно добавить, что образование, имея качест­венную и количественную характеристику, специфическую для своих под­систем, может определяться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью, а также одновременно функциониро­ванием и развитием согласно принципу дуальности. Современные системы образования имеют тенденцию оценивать результат своей деятельности по выходу, который представлен определен­ными требованиями, или стандартами, унифицированными вне зависимости от формы обучения. Широкое и системное образование, делающее че­ловека образованным, закладывает основу чувства собственного достоин­ства, уверенности, конкурентноспособности в меняющихся условиях жиз­ни.

В последнее десятилетие образовательные системы все больше рас­пространяются в пространстве, переходя от контактного к дистантному типу, при этом основную роль играют технические средства коммуника­ции, осуществляемые сотовой связью, лазерной техникой.

Функционирование и развитие образовательной системы осуществ­ляется в учебном педагогическом процессе. Происходящее в процессе об­разования развитие человека в значительной мере обусловлено тем, каки­ми средствами, на каком содержании оно осуществляется. П.Ф. Каптерев приводит три вида формального развития: рефлектирующее - подготовка к исследованию субъективного мира (человеческого духа), объективное - подготовка к исследованию объективного мира (природы) и систематизи­рующее - подготовка к установлению логического порядка во всякой об­ласти фактов. Эти три вида развития обычно бесполезны один для другого. «Поэтому и соответствующие трем видам формального развития таланты: гуманитарно-научные, естественнонаучные и математические - в высшей степени своего развития взаимно исключают друг друга и тем самым об­наруживают свою различную природу».

Соответственно складываются две культуры - гуманитарная и есте­ственнонаучная (технократическая), представители которых не только не ищут точек соприкосновения, но, напротив, углубляют разрыв тезисом «физики - лирики».

С середины столетия направления обучения поляризуются вокруг двух характеристик: а) его управляемости и б) формирования у учащихся способности «добывать» знания самостоятельно.

Традиционное обучение может быть определено как контактное (может быть дистантным), сообщающее, основанное на принципе созна­тельности (осознание самого предмета освоения - знания), целенаправлен­но не управляемое, построенное по дисциплинарно-предметному принци­пу, внеконтекстное (в системе высшего образования без целенаправленно­го моделирования будущей профессиональной деятельности в процессе учебной). Таким образом, определение Н. Ф. Талызиной традиционного обучения как информационно-сообщающего, догматического, пассивного отражает все названные выше характеристики

В образовании, наряду с традиционным обучением по различным основаниям, сформировались и другие направления: проблемное обучение, программированное обучение, обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), алгоритмизация обучения (Л. Н. Ланда), развивающее обучение по знаково-контекстному типу (А. А. Вербицкий), проектное обучение и др.

Проблемное обучение основано на получении новых знаний обу­чающимися посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М. М. Махмутов, А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лер-нер и др.). Проблемное обучение включает несколько этапов: осознание проблемной ситуации, формулировку проблемы па основе анализа ситуа­ций, решение проблемы, включающее выдвижение. Смену и проверку ги­потез, проверку решения. Проблемное обучение может быть разного уров­ня трудности для обучающегося в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет.

Одним из распространенных направлений современного обучения является программирование. В качестве центральной для программирова­ния рассматривается категория управления: «Истинная проблема заключа­ется в том, чтобы на всех ступенях образования обучение было с хорошим управлением, включая и начальную школу и даже дошкольные учрежде­ния» (51, С. 7).

Различают три основные формы программирования: линейное, раз­ветвленное и смешанное. В основе хронологически первой формы про­граммирования -линейной, по Б.Ф. Скиннеру, лежит бихевиористское по­нимание научения как установления связи между стимулом и реакцией. Разветвленное программирование (Н. Кроудер) отличается от линейного множественностью (и многократностью) выбора шага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: