Формирование – это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, психологических и педагогических. Образование является основой формирования.
Образование определяется как социальный институт и рассматривается как одна из социальных подструктур общества. Образование в силу его культуросообразности включает в себя собственно обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический кодекс).
«И воспитание, и образование нераздельны, - подчеркивал Л.Н. Толстой. - Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».
Образование как система включает в себя понятие «педагогической системы», которая может рассматриваться как подсистема в общей системе образования- соотносимая с образовательным процессом. Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:
|
|
1) социальный масштаб рассмотрения, то есть образование в мире, в определенной стране; система государственного, частного, общественного, светскою и т.д. образования;
2) ступень образования (дошкольное, школьное, высшее с различными уровнями, повышение квалификации, аспирантура и т.д.). причем каждая ступень имеет сбои организационные формы обучения и специфические формы контроля;
3) профиль образования (общее, специальное,...).
К вышеизложенному можно добавить, что образование, имея качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем, может определяться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью, а также одновременно функционированием и развитием согласно принципу дуальности. Современные системы образования имеют тенденцию оценивать результат своей деятельности по выходу, который представлен определенными требованиями, или стандартами, унифицированными вне зависимости от формы обучения. Широкое и системное образование, делающее человека образованным, закладывает основу чувства собственного достоинства, уверенности, конкурентноспособности в меняющихся условиях жизни.
В последнее десятилетие образовательные системы все больше распространяются в пространстве, переходя от контактного к дистантному типу, при этом основную роль играют технические средства коммуникации, осуществляемые сотовой связью, лазерной техникой.
Функционирование и развитие образовательной системы осуществляется в учебном педагогическом процессе. Происходящее в процессе образования развитие человека в значительной мере обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется. П.Ф. Каптерев приводит три вида формального развития: рефлектирующее - подготовка к исследованию субъективного мира (человеческого духа), объективное - подготовка к исследованию объективного мира (природы) и систематизирующее - подготовка к установлению логического порядка во всякой области фактов. Эти три вида развития обычно бесполезны один для другого. «Поэтому и соответствующие трем видам формального развития таланты: гуманитарно-научные, естественнонаучные и математические - в высшей степени своего развития взаимно исключают друг друга и тем самым обнаруживают свою различную природу».
|
|
Соответственно складываются две культуры - гуманитарная и естественнонаучная (технократическая), представители которых не только не ищут точек соприкосновения, но, напротив, углубляют разрыв тезисом «физики - лирики».
С середины столетия направления обучения поляризуются вокруг двух характеристик: а) его управляемости и б) формирования у учащихся способности «добывать» знания самостоятельно.
Традиционное обучение может быть определено как контактное (может быть дистантным), сообщающее, основанное на принципе сознательности (осознание самого предмета освоения - знания), целенаправленно не управляемое, построенное по дисциплинарно-предметному принципу, внеконтекстное (в системе высшего образования без целенаправленного моделирования будущей профессиональной деятельности в процессе учебной). Таким образом, определение Н. Ф. Талызиной традиционного обучения как информационно-сообщающего, догматического, пассивного отражает все названные выше характеристики
В образовании, наряду с традиционным обучением по различным основаниям, сформировались и другие направления: проблемное обучение, программированное обучение, обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), алгоритмизация обучения (Л. Н. Ланда), развивающее обучение по знаково-контекстному типу (А. А. Вербицкий), проектное обучение и др.
Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М. М. Махмутов, А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лер-нер и др.). Проблемное обучение включает несколько этапов: осознание проблемной ситуации, формулировку проблемы па основе анализа ситуаций, решение проблемы, включающее выдвижение. Смену и проверку гипотез, проверку решения. Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающегося в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет.
Одним из распространенных направлений современного обучения является программирование. В качестве центральной для программирования рассматривается категория управления: «Истинная проблема заключается в том, чтобы на всех ступенях образования обучение было с хорошим управлением, включая и начальную школу и даже дошкольные учреждения» (51, С. 7).
Различают три основные формы программирования: линейное, разветвленное и смешанное. В основе хронологически первой формы программирования -линейной, по Б.Ф. Скиннеру, лежит бихевиористское понимание научения как установления связи между стимулом и реакцией. Разветвленное программирование (Н. Кроудер) отличается от линейного множественностью (и многократностью) выбора шага.