Система дополнительного образования в современной России

Дополнительное образование стало сегодня приоритетным направлением образовательной политики области, неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса всех типов образовательных учреждений, что позволило создать разноуровневую и целостную образовательную систему, решить задачу преемственности содержания различных видов образования с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.
В повседневной работе учреждений отмечается немало трудностей и проблем, связанных как с содержанием их деятельности, так и с организацией образовательного процесса.

Школа, которая работает в режиме полного дня, становится особым социо-культурным пространством, "общим местом" жизнедеятельности детей и взрослых, в котором образовательная среда оказывается более комфортной и безопасной, чем за ее границами. В такой среде вопросы объема содержания и структуры образования должны рассматриваться с точки зрения возможностей как базового, так и дополнительного образования, что позволит не только разумно перераспределить учебную нагрузку и подлежащий усвоению материал, но и широко использовать творческие и личностно-ориентированные методы обучения школьников. При этом важно развивать единое с дополнительным образовательное пространство, целенаправленно формировать уклад жизни детей за границами школы, стремиться к организации разнопрофильных детско-взрослых общностей. В нашей школе решение всех этих задач предусмотрено в плане развития школы на ближайшие пять лет. Углубление, проверка и развитие полученных в школе знаний, но уже не формальное, а с востребованием творческого начала в каждом учащемся, осуществляется при этом в системе дополнительного образования как вариативное продолжение школы. Классно-урочная форма учебно-воспитательного процесса уступает здесь место занятиям в разнопрофильной системе. Широкие возможности дополнительного образования, как органической составляющей образования базового, позволяют создать условия для индивидуализации образования, сохранения вариативного компонента. Это, в свою очередь, поможет поддерживать более тесные контакты с родителями, создать действительную альтернативу "анархизму улицы", разрушающему личность и здоровье детей, организовать досуг детей как культурно организованную совместную жизнь детей и взрослых. В программе дополнительного образования максимально учтены запросы социума, а также необходимость развития информационной культуры учащихся. Значительно больше внимания уделено заботе о здоровье учащихся - программа усилена спортивными секциями. Образовательная подготовка усилена занятиями по иностранному языку, информатике и информационным технологиям. Возросла вариативность выбора образовательной траектории учащихся. Педагоги могут выбирать те или иные программы и курсы, учебники (в школе создается хорошая библиотека, ведутся занятия по работе с учащимися). Растет выбор педагогических технологий; изменение содержания образования (выбор индивидуальных программ по курсам информатики и информационных технологий и английскому языку). Предложенная школой вариативность выбора обеспечивается прежде всего за счет школьного компонента и программы дополнительного образования.

Дополнительное образование, построенное по принципу творческих мастерских (литературные объединения, коллективы по интересам, спортивные, компьютерные кружки, занятия ИЗО, вокальная, театральная студии и т. д.), учитывает рамки базового образовательного стандарта и обеспечивает основные "технологические" учебные курсы и программы (например: практические курсы изобразительного и театрального искусства, риторики, музыкальной культуры, фольклора, занятия ЛЕГО-конструированием, бальными танцами), а также осуществляет социально-психологическую и медико-социальную подготовку учащихся и др. В системе дополнительного образования также творчески решается проблема профессиональной ориентации и профессиональной подготовки детей.

В системе дополнительного образования учащимся предоставляется возможность расширить и углубить знания по учебным предметам, развить необходимые качества, организовать их внеурочную творческую деятельность. Вся работа направлена на формирование мотивации успеха у школьников, на развитие их познавательных интересов и способностей. В 2003 - 2004 учебном году в соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей, возможностями школы в программу дополнительного образования включены кружки, секции, факультативы, которые дополняют образовательную программу по учебным предметам, а также расширяют её.

Вся система дополнительного образования работает по следующим направлениям:

· Военно-патриотическое.

· Краеведческое.

· Естественно-научное.

· Культурологическое.

· Математическое.

· Информационные технологии.

· Спортивно-оздоровительное.

· Художественно-прикладное.

· Музыкально-исполнительское.

· Развивающее проектирование.

Представление широкого выбора направлений видов деятельности, организация творческой работы в системе дополнительного образования решает задачи:

1.Развитие творческих способностей и творческой активности школьников.

2.Развитие их познавательных интересов.

3.Формирование мотивации успеха.

4.Создание условий для самоутверждения и самореализации.

5.Создание условий всестороннего развития личности.

В различных формах дополнительного образования школы заняты все учащиеся, многие посещают несколько объединений. Кадровый вопрос педагогов дополнительного образования решен полностью. Работа объединений строится в соответствии с разработанными учебными программами. Реализация образовательных программ идет через организацию учебных занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Обязательно использование дифференцированного подхода к организации учебной деятельности в объединении: вовлечение каждого ребенка в деятельность, поддержка талантливых и одаренных детей.

Не менее важна оздоровительная направленность работы в данном направлении. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, практически не болеют. Также, занимаясь во внеурочное время в различных секциях школьники не только становятся крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что положительно сказывается на их успеваемости.
Участие детей в спортивных кружках и секциях, соревнованиях, самостоятельные занятия физическими упражнениями способствуют оптимальному соотношению между умственной и физической нагрузками, укреплению здоровья школьников, повышению их двигательной активности, повышению уровня физической подготовленности. Ещё одной важной задачей спортивно - оздоровительной работы в школе полного дня является предоставление мощной альтернативы в виде занятий спортом детям и подросткам пагубному влиянию дурных пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам. Не менее важна и собственно оздоровительная направленность работы в данном направлении. Дети, отстающие в физическом развитии, имеющие на уроках физической культуры плохие оценки, занимаясь во внеурочное время в различных секциях, не только становятся крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благодатно сказывается на их успеваемости.

Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: