double arrow

Классификация педагогических ценностей

Педагогические ценности различаются по уровню своего су­ществования, который может стать основой их классификации. Используя это основание, выделим личностные, групповые и социальные педагогические ценности.

Социально-педагогические ценности отражают характер и со­держание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, рег­ламентирующих деятельность общества в сфере образования.

Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педаго­гическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный ха­рактер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

Личностно-педагогические ценности выступают как социаль­но-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие харак­теристики личности учителя, составляющие в своей совокупнос­ти систему его ценностных ориентации. Аксиологическое "Я" как система ценностных ориентации содержит не только когнитив­ные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педа­гогических ценностей. Эта система включает:

ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, при­знание профессии ближайшим личным окружением и др.);

ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расши­ряющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой инди­видуальности (возможности развития профессионально-творче­ских способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (твор­ческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально не­благополучным детям и др.);

ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государ­ственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послуж­ной рост и др.).

Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, разли­чающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные цен­ности — это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответст­венность перед государством, возможность самоутверждения, лю­бовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат ос­нованием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.

Цели педагогической деятельности определяются конкретны­ми мотивами, адекватными тем потребностям, которые реализу­ются в ней. Этим объясняется их ведущее положение в иерархии потребностей, к которым относятся: потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании и развитии других. В сознании педагога понятия "личность ребенка" и "Я-профессионал" оказываются взаимосвязанными.

Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную страте­гию, содержание которой составляет развитие себя и других. Сле­довательно, ценности-цели отражают государственную образова­тельную политику и уровень развития самой педагогической на­уки, которые, субъективируясь, становятся значимыми фактора­ми педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируют­ся в результате овладения теорией, методологией и педагогиче­скими технологиями, составляя основу профессионального обра­зования педагога.

Ценности-средства — это три взаимосвязанные подсистемы: собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих за­дач (технологии обучения и воспитания); коммуникативные дей­ствия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения); действия, отра­жающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы дейст­вий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, цен­ности-качества и ценности-знания.

Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодей­ствия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятель­ности не остается неизменным и варьирует в зависимости от ус­пешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворя­ются его профессиональные и личностные потребности. Ценно­стное отношение к педагогической деятельности, задающее спо­соб взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманисти­ческой направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимыми является отношение педагога к себе как к про­фессионалу и личности. Здесь правомерно указать на существо­вание и диалектику "Я-реального", "Я-ретроспективного", "Я-идеального", "Я-рефлексивного", "Я-профессионального". Дина­мика этих образов определяет уровень личностно-профессионального развития педагога.

В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интел­лектуальных, рефлексивных и интерактивных.

Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень осуществления педагогической деятельно­сти, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема — подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только психо­лого-педагогические и предметные знания, но и степень их осо­знания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концеп­туальной личностной модели педагогической деятельности.

Ценности-знания — это определенным образом упорядочен­ная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации лично­сти, закономерностей и принципов построения и функциониро­вания образовательного процесса и др. Овладение педагогом фун­даментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессио­нальной информации, решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные твор­ческие приемы педагогического мышления.

Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имею­щую синкретический характер. Он проявляется в том, что цен­ности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отноше­ния зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т.е. они функционируют как единое целое. Данная модель может выступать критерием принятия или непринятия выработанных или создаваемых педагогических ценностей. Она определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия.

Синкретический — слитный, нерасчлененный.

Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая ее "вечными" ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным, действительностью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих разры­вов, вызывают стремление к самосовершенствованию и обуслов­ливают мировоззренческое самоопределение педагога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: