Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связа­ны друг с другом. Развитие личности зависит от развития кол­лектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличност­ных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможно­сти и способности обусловливают воспитательную силу и воздей­ствие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение вы­ражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем пол­нее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, ока­зываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоя­тельности.

Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей пред­определяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу чело­века.

Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: