double arrow

Школа как педагогическая система и объект научного управления


Педагогическая система является самостоятельной развиваю­щейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компо­нентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой — позволяет изменять, вли­ять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достиже­ние целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9 — 11 лет). Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и ме­тодов ее реализации. Функционирование педагогической систе­мы возможно при соответствующих социально-педагогических ус­ловиях. Как и всякая система, педагогическая система характе­ризуется уровнем достигнутых результатов.

Отражая диалектическую природу педагогических явлений, их целостный характер, компоненты педагогической системы долж­ны быть представлены как необходимые и достаточные для ее оптимального функционирования. На этом основании школа как педагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных компонентов. Системообразующие факторы представлены факторами целей и результатов; условия функцио­нирования — социально-педагогическими и временными условия­ми; структурные компоненты — управляющей (педагогический коллектив) и управляемой (ученический коллектив) системами, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональные компоненты — педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, кон­тролем, регулированием и корригированием.




Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организа­торов образования, должностных лиц, учителей, учащихся долж­на быть в равной мере направлена на выработку целей и дости­жение результата, на создание условий формирования педагоги­ческого и ученического коллективов, на отбор содержания и ис­пользование разнообразных средств, форм и методов учебно-вос­питательной работы. В таком случае управление позволяет сохра­нять целесообразность педагогической системы и продуктивно влиять на обновление составляющих ее компонентов.







Сейчас читают про: