double arrow

Введение


РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

________________________________________________________________________________________________________________

МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Кафедра Библеистики

На правах рукописи

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По предмету: «Священное Писание Нового Завета»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ЭСХАТОЛОГИИ ВТОРОГО ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ ПРОФ. ПРОТ. В. СТРАХОВА И ПРОФ. Н. ГЛУБОКОВСКОГО.

Автор работы: /Нефедов Станислав/

Научный руководитель: /проф. Коротков П.А./

Сергиев Посад, 2015г

Содержание

Введение. 3

Глава 1. История развития русской библеистики в 19- начале 20-го века. 6

1.1 Библеистика как наука. Зарождение и этапы развития. 6

2.2. Синодальный перевод Писания. Развитие русской библеистики во второй половине 19 века. 11

Глава 2. Жизнеописание и научное творчество проф. СПбДА Н.Н. Глубоковского 22

Глава 2. О жизни и творчестве проф. прот. Владимира Страхова. 28

Глава 3. Сравнительный анализ подходов к пониманию эсхатологии ап. Павла проф. прот. В.Н. Страхова и проф. Н.Н. Глубоковского. 32

3.1 Различия в ожидании близости «парусии» в первом и втором посланиях к Фессалоникийцам. 32




3.2 Различие взглядов двух библеистов на понятия «антихрист», «удерживающий» и понятие храма, оскверненного антихристом. 35

3.3 Эсхатология апостола Павла и представления ветхозаветных иудеев. 39

Различия в понимании эсхатологии у Страхова и Глубоковского. 46

Вопрос происхождения антихриста. 53

Антихрист политизирован у Страхова из-за особенного понимания слов «τὸ κατέχον» и «ὁ κατέχων» (2 Фесс. 2 гл.), образованных от глагола «κατέχειν» - удерживать. 54

По мысли о. Владимира, Павлова эсхатология базируется на ветхозаветных откровениях. Глубоковский опровергает. 57


Введение.

Каждый раз, когда мы произносим наше исповедание веры, мы исповедуем, что воскресший Христос явится на Землю со славою (Мф. 24, 30; Мф. 16, 27; 2Фес. 1, 7–9). Но в чем эта вера выражается в нашей жизни? Порой для нас это туманное будущее, так что мы почти убеждены в том, что оно не коснется нашей жизни, в то время как первые христиане жили всецело мыслью о грядущем Христе как избавителе их от мучений и гонений. В настоящее время каждого из нас больше волнует индивидуальная эсхатология, как учение о нашей личной смерти и суде после нее. Однако она законна, если является только частью общей церковной эсхатологии, как учение о последних временах мира, которая в нашем сознании отодвинута на неопределенное будущее, поскольку именно на общей эсхатологии построено все учение Апостола о спасении. Интерес к общей эсхатологии менялся с течением времени. В первом веке христиане жили ожиданием скорой встречи со Христом, что порой приводило к ересям. Так, некоторые верили, что они не умрут до наступления парусии (1 Фес, 4, 15-18) – то есть Дня Господня, а другие вносили ересь о скоро грядущем Пришествии Христа, так что они отвергали нужду в добрых делах и покаянии. Позже, проблема эсхатологии стала угасать, однако с время от времени ставился вопрос, вступили ли мы в эсхатологический период или нет. Апостол Павел написанием 2 Фес. предложил христианский взгляд на эсхатологическую проблему. Во второй главе своего послания им вводятся понятия, описывающие события которыми будет предваряться Второе Христово пришествие, что исключает, таким образом, возможность случайного наступление ссудного Дня. Так, этими событиями, по апостолу, станут: всеобщее отступление, появление антихриста, а также осквернение им храма Божия и присвоение себе Его имени (2Фес. 2, 1-12). Смысл и значение этих понятий стало темой для толкования и исследования многих святых отцов, также ею интересовались и более поздние богословов и толкователи, как восточные, так и западные. В связи с образованием накопившегося опыта в этом вопросе разными богословскими школами и возросшей необходимостью понимания событий, предшествующих Второму Пришествию Господа Иисуса Христа, становится важным заново рассмотреть в виде некоторого исследования богословское наследие апостола Павла, чем объясняется актуальность нашего диплома.



Многосторонность эсхатологической проблематики, описанной в разных книгах Священного Писания, побудило библеистику 19-го – начала 20-го веков заняться суммированием всех библейских сведений о последних временах и Втором пришествии Господа и по возможности описать картину этих будущих событий. Внесли значительный вклад в суммирование христианских взглядов на эсхатологию такие ученые-богословы, как проф. В.Н. Страхов и проф. Н.Н. Глубоковский. Задачей исследования, поставленной перед ними стал разбор эсхатологического отрывка из второй главы второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам. Их анализ включил в себя как святоотеческое наследие, так и базу западной богословской школы.



Объектом исследования являются эсхатология апостола Павла, изложенная в 1-м и 2-м посланиях к фессалоникийцам с использованием выводов, сделанных в научных трудах двух русских библеистов начала 20 века: магистерской диссертации проф. МДА прот. В.Н. Страхова «Второе послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам»[1] и аналогичного критического сочинения проф. СПДА Н.Н. Глубоковского «О втором послании святого апостола Павла к Фессалоникийцам»[2].

Предметом исследованияявляется сравнение взглядов на эсхатологию апостола Павла двух вышеописанных библистов на базе второго послания к фессалоникийцам. В исследовании будет также осуществлено

Цель данного исследования – выявление степени соответствия аргументации рассматриваемых библеистов святоотеческому подходу к толкованию посланий апостола Павла и его эсхатологии. Также целью является попытка сформулировать собственную позицию по поводу обоснованности научных взглядов двух русских библеистов.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- провести обзор основных трудов русских ученых по библеистике конца 18-го – начала 20-го века, посвященных толкованию богословия апостола Павла (1-ая глава);

- рассмотреть жизненный путь и этапы научного творчества двух библеистов: проф. МДА прот. В. Страхова и проф. СПбДА Н.Н. Глубоковского (2-ая глава);

- провести сравнительный анализ, выявив особенности и принципы разбора эсхатологии апостола Павла у двух вышеперечисленных библеистов;

- проанализировать выводы сделанные учеными, сопоставив их со святоотеческим подходом, а также попытаться дать собственную позицию по их взглядам.

Структура работы. Работа состоит из введения, 4-х глав, заключения и библиографического списка (132 источника).







Сейчас читают про: