Понятия «удердивающий» и «удерживающее»

В 2Фес. 2,6 мы можем встетить двойное употребление греческого глагола «κατέχειν». Приведем подстрочный перевод данного отрывка: «И ныне вы знаете о сдерживающем, что оно откроется в свое время. Ведь тайна беззакония уже действует, пока удерживающий ныне не будет взят от среды»[150] (καὶ νῦν τὸ κατέχον οἴδατε, εἰς τὸ ἀποκαλυφθῆναι αὐτὸν ἐν τω̣ ἑαυτοῦ καιρω̣. τὸ γὰρ μυστήριον ἤδη ἐνεργεῖται τῆς ἀνομίας· μόνον ὁ κατέχων άρτιέως ἐκ μέσου γένηται) (2Фес., 2, 6-7). В отношении понятий «τό κατεχόν» и «ὁ κατέχων» проф. прот. В. Страховым было произведено тщательное исследование выдержек как минимум 13-ти отцов и учителей Церкви по этому вопросу на протяжении всей пятой главы: это сщмч. Ириней Лионский, св. Ипполит Римский, Тертуллиан, Амвросиаст, Лактанций, блж. Августин, блж. Иероним Стридонский, свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Иоанна Златоуста, а также Феодор Мопсуестский[151]. В своих рассуждениях относительно этих двух глаголов он тесно соединяет эти два однокоренных понятия с личностью «человека беззакония». Проведя анализ обоих глаголов, он приходит к выводу, что оба глагола связаны с политической властью, причем смысл первого глагола («τὸ κατέχον» в 2Фес. 2,6), стоящего среднем роде – обозначает нечто удерживающее (от антихриста – Н.С.), а смысл второго глагола – («ὁ κατέχων» в 2Фес. 2,7), идущего в мужском роде – говорит нам, по Срахову, о некоем человеке, наоборот удерживающем (свою власть – Н.С.). Таким образом, по мнению Страхова, антихрист – политический лидер [152]. Глубоковский, отвечая на подобный взгляд Страхова, замечает, что тот переводит глагол «κατέχειν», употребленный в этом отрывке у апостола Павла лишь в своем общем значении – «удерживать», «сдерживать». [153] В свою очередь, Глубоковский отрицает политическую связь в фигуре антихриста, приводя иное понимание, более широкое этого греческого глагола. Если посмотреть полное объяснение его у еп. Кассиана (Безобразова), то получим следующие значения:

1) мешать, препятствовать чему, удерживать от чего (Лк. 4:42, Флп. 13);

2) держать, хранить, соблюдать, придерживаться чего (Лк. 8:15, 1 Кор. 11:2, 15:2, 1 Фес. 5:21, Евр. 3:6, 14, 10:23);

3) держать в своей власти, владеть, обладать, господствовать (Рим. 1:18, 1 Кор. 7:30, 2 Кор. 6:10);

4) ограничивать, содержать(ся) (напр., в тюрьме), быть связанным (Рим. 7:6);

5) удерживать за собой, занимать (место) (Лк. 14:9)[154]

В древнегреческо-русском словаре Дворецкого их насчитывается даже больше 25-ти, среди которых есть и такие значения, как «хранить», «блюсти», «задерживать» и проч. В результате чего, по Глубоковскому, этот глагол нельзя понимать именно как «создавать помехи», «восставать против общественной власти», как это предлагает понимать Страхов в вторично употребленном глаголе «κατέχειν». У Страхова же этот глагол может обозначать как личность, что-то удерживающую от прихода антихриста, так и как личность, наоборот, создающую помехи, хаос для его пришествия. Двоякость мысли Страхова вызывает негодование Глубоковского, который заключает, что введение новых понятий Страховым «создает лишние затруднения для интерпретации других важных частностей» [155].

В отношении святоотеческой традиции понимания глагола «κατέχειν» большинство из них полагают, что под первым понятием следует разуметь существовавшую Римскую империю, а под вторым – ее императора, который своею властью и могуществом был как бы той силой, которая препятствовала появлению какого-то иного царя, и здесь – антихриста.

Страхов считает, что несмотря на то, что это построение весьма логичное, но при пристальном рассмотрении возникает недоразумение: если сама эта империя была гонительницей христиан, то как она может считаться тем самым «удерживающим»? Не является ли она скорее катализатором явления «человека беззакония»? Недаром многие считали именно Нерона уже явившимся антихристом, а позже это определение было распространено и на всех остальных римских императоров – гонителей христиан. Римская империя, наполненная беззакониями язычества и деспотизмом правящей власти, не могла, по сути, являться гарантом, защищающим мир от антихриста. Думается, что приход человека беззакония в языческое государство был бы более реалистичным, чем в христианское. Сам Страхов склоняется к мысли, что понятие «τό κατεχόν»,как нечто «удерживающее» заключается в некоем определении Божием не допускать царство антихриста до назначенного времени кончины века и скорее указывает на государственную власть, а «ὁ κατέχων» (удерживающий) – на ее представителей[156].

Интересно, что с течением времени, после падения Римской империи под нашествием готов, понятие «удерживающего» стало кристаллизироваться на образе христианского государства [157], сначала Византии, потом России, что часто высказывают современные православные публицисты в России[158].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: