Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение.
Модель поведения, ориентированную на данный статус, принято называть социальной ролью. Выделяют следующие социальные роли:
— психосоматические (гр. soma — тело) — поведение личности зависит от биологических потребностей, культуры человека;
— психодраматические — поведение личности зависит от требований социального окружения;
— социальные — личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.
В социологии существует понятие ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом г совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) социальные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические роли и ситуационные — роли пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и др. Ролевой набор формирует набор социальных отношений.
|
|
Роли определяются ожиданиями людей. Например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник обязан добросовестно осуществлять порученную ему работу. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.
При всех различиях социальные роли объединяет нормативная структура, в которой выделяются следующие компоненты: описание типа поведения, соответствующего данной роли; предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли; оценка выполнения данной роли; меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.
Таким образом, социальная роль — это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.
От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.
По мнению социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:
— биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли;
|
|
— личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;
— характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;
— структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой.
В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:
— внутриролевые — конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);
— межролевые — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);
— личностно-ролевые — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).
Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
Социальные роли в юношеском возрасте: сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка, ученик/ученица, участник спортивной секции, работник, семьянин.
Социологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров – меньшем объёме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми.
Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.
Особенности социального положения молодежи
— Переходность положения.
— Высокий уровень мобильности.
— Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
— Активный поиск своего места в жизни.
— Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
3. Сформулируйте линии сопоставления чувственного и рационального познания и заполните соответствующую графу таблицы. Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных видов общественного познания.
Линии сопоставления | Чувственное познание | Рациональное познание |
1. | Ощущение. Восприятие. Представление | Понятие. Суждение. Умозаключение |
2. | Наглядный образ предмета | Понятие о предмете |
3. | Степень обобщения невелика | Степень обобщения высокая |
Приведем заполненный вариант таблицы.
Линии сопоставления | Чувственное познание | Рациональное познание |
1.Формы познания | Ощущение. Восприятие. Представление | Понятие. Суждение. Умозаключение |
2. Результат познания | Наглядный образ предмета | Понятие о предмете |
3. Степень обобщения результатов познания | Степень обобщения невелика | Степень обобщения высокая |
Существуют два основных вида познавательной деятельности — чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание — это вид познания, при котором человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Пять органов чувств описал еще Аристотель: вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Но есть и вспомогательные чувства, неизвестные Аристотелю (чувство равновесия, например).
Роль чувственного познания: органы чувств — единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, без них человек не способен ни к познанию, ни к мышлению, потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания.
Рациональное познание — это вид познания, при котором осуществляется упорядочение информации об ощущаемом предмете и предпринимается попытка понять сущность предмета или явления. Роль рационального познания: органы чувств обладают ограниченными возможностями (некоторые явления, например атом, не могут быть отражены органами чувств), сущность многих явлений не такова, какой она воспринимается органами чувств, следовательно, необходимо проникнуть в суть познаваемого предмета, а это возможно лишь средствами рационального познания.
Не стоит рассматривать чувственно познание отдельно от рационального. Эти два вида познания тесно взаимосвязаны, и часто первое служит основой второго.
Формами чувственного познания являются:
1) ощущение — отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
2) восприятие — воздействие на органы чувств целостного образа предмета (в целостный образ суммируются одновременно поступающие от разных органов чувств данные);
3) представление — форма чувственного познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если оно отсутствует и не воздействует на органы чувств.
К формам рационального познания относят:
1) понятие — форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений;
2) суждение — форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо;
3) умозаключение — получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления. Выделяют два способа умозаключения — дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему).
|
|
|
|