Характерные черты постиндустриального общества

Сфера общественной жизни Характерные черты
Экономическая 1.Высокий уровень использования информации для развития экономики. 2.Господство сферы услуг. 3.Индивидуализация производства и потребления. 4.Автоматизация и роботизация всех сфер производства и управления. 5.Осуществление сотрудничества с природой. 6.Развитие ресурсосберегающих, экологически чистых технологий.
Политическая 1.Сильное гражданское общество, где господствует право и закон. 2.Политический плюрализм (множество политических партий). 3.Возникновение новой формы демократии – «демократия консенсуса», основанной на взаимных уступках.
Социальная 1.Стирание классовых различий. 2.Рост численности среднего класса. 3.Дифференциация уровня знаний.
Духовная 1.Особая роль науки и образования. 2.Развитие индивидуализированного сознания. 3.Непрерывное образование.

-101-

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер. ЕГЭ В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Реформа — это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы. (2) По мнению большинства исследователей, реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными). (3) С точки зрения советской исторической науки, поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результаты реформ всегда ниже ожидаемого. (4) Однако степень реформаторских преобразований, на наш взгляд, может быть очень существенной, даже изменять общественный строй. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. -102- В3 (1) Установите соответствие между типами общества и их основными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТИП ОБЩЕСТВА
A) высокая социальная мобильность 1) традиционное общество
Б) деспотическое государство 2) индустриальное общество
B) неразделенность административной власти  
Г) признание демократических прав и свобод личности
Д) включенность всех в коллектив

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г Д
         

В4 (1).

В7.

-103-

В4 (2)

А1.

В1.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «цивилизация». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о цивилизации.

Понятие «цивилизация» используется в нескольких значениях:

— как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством;

— как синоним культуры; — как уровень (ступень) развития того или иного региона, отдельного этноса;

— как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка,

Примеры предложений:

1.В современных условиях известны такие основные цивилизации, как западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская.

2.Каждая цивилизация базируется на ценностях культуры, которые она выражает, развивает и воплощает в процессе жизненного цикла.

3.Цивилизация является глубинной и длительной социальной общностью с точки зрения своей истории.

ОТВЕТЫ на тестовые задания по теме кодификатора «1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)».

В5   В7  
В3 (1)   В4 (2)  
В4 (1)   А1  
    В1  

-104-

1.18 Угрозы XXI века (глобальные проблемы) 1. Глобальные проблемы человечества 2. 3. Причины глобальных проблем:

- 105-

4. Количество глобальных проблем варьирует в очень широких пределах: от, примерно, 10 до 40 и более. Но если иметь в виду главные проблемы, то их не более десятка:
1) Проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны; Сущность проблемы: - в мире накоплены чудовищные средства массового уничтожения. Причины возникновения: - гонка вооружения; - политическая нестабильность в мире. Пути решения: - разоружение; - контроль за разоружением; - мирные договоры.
2) Экологическая проблема; Сущность проблемы: 1. Выброс отходов в окружающую среду; 2. Недостаток технологий; 3. Недостаток контроля за технологиями. Причины возникновения: 1. Загрязнение окружающей среды; 2. Неконтролируемое изменение климата Земли; 3. Экологический кризис, возникновение экологических катастроф в различных районах мира. Пути решения: 1. Общество и контроль; 2. Строительство очистных сооружений; 3. Рациональное размещение грязных производств; 4. Создание безотходных технологий.

-106-

3) Демографическая проблема; Сущность проблемы: 1. Перенаселение, неравномерность расселения; 2. Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах мира; 3. Региональные конфликты. Причины возникновения: 1. Различный уровень экономики; 2. Несовершенство демографической политики; 3. Ухудшение социальных условий жизни; 4. Наличие горячих точек. Пути решения этой проблемы: 1. Повышение экономического и социального уровней развития развивающихся стран, улучшение условий жизни людей; 2. Активная демографическая политика.
4) Энергетическая проблема; объясняется взрывным ростом потребления топлива и сырья. Только за ХХ век в мире было добыто и потреблено топлива и сырья больше, чем за всю предыдущую историю человечества. Из Земли уже извлечено: 40% угля, 50% меди, 55% железной руды, 60% алмазов, 75% нефти, 80% газа. Наука предупреждает, что при современных объемах энергопотребления разведанных запасов органического топлива хватит примерно на 150 лет, в том числе нефти - на 35 лет, газа - на 45 лет, угля - на 400 лет (точка отсчета 2005 год). Пути решения: 1. Увеличение выработки энергии на альтернативных источниках (солнечная энергия, ветровая, геотермальная - получение тепловой или электрической энергии за счет тепла земных глубин).
5) Сырьевая проблема; необходимо вторично перерабатывать используемые людьми ресурсов Пути решения: 1. Повышение коэффициента полезного использования уже добытого сырья и топлива.
6) Продовольственная проблема; Пути решения: 1 - экстенсивный путь - расширение пахотных и пастбищных угодий. 2 - интенсивный путь - повышение продуктивности угодий, выведение высокоурожайных сортов, производство искусственных продуктов.
7) Проблема использования Мирового океана;
8) Проблема мирного освоения космоса.

-107-

5. Схема взаимосвязей глобальных проблем человечества: Все глобальные проблемы теснейшим образом связаны между собой (смотри рисунок). Демографическая и продовольственная проблемы связаны как между собой, так и с охраной среды. Планирование семьи в некоторых странах позволит быстрее освободиться от голода и недоедания, а прогресс сельского хозяйства ослабят давление на окружающую среду. Продовольственная и ресурсная проблемы ассоциируются с преодолением отсталости развивающихся стран. Улучшение питания и более разумное использование ресурсного потенциала ведут к повышению уровня жизни и т.д. 6. Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности. Позитивные последствия процесса глобализации: · 1.стимулирующее влияние на экономику. · 2.сближение государств. · 3.стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике. · 4.возникновение социокультурного единства человечества. Негативные последствия процесса глобализации: · 1.насаждение единого стандарта потребления. · 2.создание препятствий для развития отечественного производства. · 3.игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран. · 4.навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества. · 5.оформление идеи соперничества. · 6.утрата каких-то специфических черт национальных культур. -108-
ЕГЭ А1. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести 1) углубление международного разделения труда 2) распространение технических достижений 3) ослабление национальных культур 4) расширение международного сотрудничества А2. К глобальным экологическим проблемам относится 1) бедность некоторых регионов планеты 2) угроза ядерной войны 3) сокращение разнообразия биологических видов 4) увеличение доли пожилых людей в структуре населения А3. Укажите те позиции, которые можно рассматривать в рамках глобальной проблемы разрыва между развивающимися и развитыми странами 1) рост задолженности стран третьего мира Западу 2) уничтожение лесов Африки и Амазонии 3) сокращение запасов нефти и газа в развивающихся странах 4) создание большого числа вредных производств развитыми странами А4. Проблема "Севера" и "Юга" выражается в 1) истощении природных ресурсов 2) колоссальном разрыве в уровне развития регионов планеты 3) региональных вооруженных конфликтах 4) перенаселенности ряда регионов планеты -109-

С6.

ОТВЕТЫ на тестовые задания по теме кодификатора «1.18 Угрозы XXI века (глобальные проблемы)».

В4  
А1  
А2  
А3  
А4  

-110-

ОТВЕТЫ на тестовые задания по теме кодификатора «1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.)».

А1   А5  
А2   А6  
А3   В5 ААББ
А4      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow