Россия: взгляд извне. (Проблемы)

Р. занимает неудобное место в мировом пространстве. Мы - суперконтинентальная страна. Производимое на экспорт невозможно продать дороже мировых цен, хотя перевозка товара из глубины Р. делает его существенно дороже. Импортный продукт растёт в цене, пока его везут вглубь страны. Громадные российские расстояния снижают нашу конкурентоспособность на мировом рынке.

Российские расстояния всегда снижали нашу конкурентоспособность на мировом рынке, сказывались на внешней политике. Страна большей частью работала на внутренний рынок и ближайшее окружение. Развал СССР частично лишил нас ближайших рынков сбыта и вытолкнул страну на мировой рынок, хотя транспортные расходы обременительны. После 1991 г. Россия глубже интегрировалась в мировое хозяйство. Но её доля в мировом товарном экспорте снизилась: с 2—2,5% в начале 1990–х гг. до 1,4—1,7% в 2000 г. Особенно мал экспорт гражданской готовой продукции.

Отечественный кризис в конце ХХ в. усугубила геополитическая катастрофа. ▪ Потеряна часть морских портов. Оставшиеся расположены в малозаселённых районах либо на морях, выходы из которых в мировой океан контролируют соседи. ▪ Почти все крупнейшие реки Р. обращёны в замкнутые внутренние водоёмы либо в Северный Ледовитый океан и на полгода заморожены. ▪ Единая глубоководная система в Европейской России не сообщается с реками Азиатской части, а те не связаны каналами. ▪ Более 90% доставляемых морем российских внешнеторговых грузов перевозится судами с иностранной регистрацией ▪ Значительный поток перевозок по стране идёт сухим путём, более дорогим. Многие железные дороги идут по малонаселённым районам. Велики затраты на подвоз грузов из глубинки к магистралям и обратно.

Мировые тарифы ж/д доставки грузов выше морского фрахта на те же расстояния. В США на автодорожный транспорт приходится более 60% всех расходов на перевозки и 85% энергопотребления, а его доля в грузообороте составляла 26%. В западных европейских странах 35% внутреннего грузооборота обеспечено внутренним водным, каботажным и трубопроводным транспортом, 40% — автомобильным, 25% — железнодорожным.

▪ Приоритет океанического и внутреннего водного тр-та перед сухопутным даёт выгоды на мировом рынке, увеличивает эк-ое и военное могущество морских стран.

▪ Близость океана способствует развитию стран юго–восточной Азии. Выгодно положение южных провинций Китая, в которых живёт основная часть его населения. Близость незамерзающих морских рубежей, соседство с трансокеанскими транспортными линями.

У Японии почти нет природных запасов сырья на суше, её важнейший ресурс — океанический статус.

▪ Другой ресурс устойчивого развития стран — высокая плотность населения, сети поселений, инфраструктуры.

▪ Плотность населения — показатель прочности территориальной организации страны, выгодности её геополитического положения.

ТЕРРИТОРИЯ — ПОЛЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

От территориальной организации страны зависит острота социальных проблем. Контрасты условий жизни в городах и за их пределами, на западе и востоке Р., недостаточная социальная и пространственная мобильность людей переходят опасную грань, оборачиваются непомерным социальным расслоением общества. Развитие страны сдерживается. Территории, города и сёла, социальные слои населения балансируют на грани конфликтов друг с другом.

Различия районов и поселений везде велики, даже в компактной Японии. Но там тесны пространственные связи между районами, поселениями. Зоны влияния городов и транспортных коммуникаций перекрывают участки пространства между ними. Это содействует интеграции поселений, общности интересов социальных групп. Там преодолён контраст уровней жизни в городе и селе

Сегодня контрасты на территории Р. увеличиваются. Невыгодная демографическая картина усугубляется социально-культурными потерями. Экономический кризис, спад производства уменьшили объёмы сложного и товарного производства в городе. В селе велика доля натурального хоз-ва. Уменьшилось территориально-поселенческое разделение труда. Соц-ая мобильность для большинства людей урезана. Территориальная изоляция города и деревни, многих поселений выросла. Частота и дальность межселенных, межрегиональных поездок россиян уменьшились. Для большей части жителей страны сузились горизонты общения, увеличилось однообразие в труде и быте. Замедлилась формализация отношений среди населения. На редко заселённых территориях частично возрождается архаичная монолитность общины. Появились примеры полузамкнутых городских общин в малых городах — некоторое подобие традиционных российских сельских общин.

Возможное решение проблем. Трансгрессивные узлы.

Р. навечно упакована в труднодоступную сердцевину колоссального холодного континента. Пойти навстречу есте­ственному развитию расселения, вести адаптивную полити­ку территориальной организации страны и общества - зна­чит частично компенсировать невыгодность нашего положения относительно зарубежья, сконцентрировать ре­сурсы в наиболее выгодных зонах и в транспортных кори­дорах между ними. В наших силах скор­ректировать организацию пространства внутри России, в её европейской части, в Сибири. Рост ппотности населе­ния невозможен на всей заселённой территории, зато это достижимо на узком урбанизированном про­странстве, в самых выгодных местах. Невозможно протя­нуть дороги во все глубинные районы - но это и нецеле­сообразно. Люди и производство сами в собственных интересах подтягиваются к главным транспортным линиям и узлам. Сближение основных масс населения снизит затраты на связь между районами и поселениями, уменьшит непомерные социальные контрасты в условиях жизни людей. Для большей части жителей России будут дос­тупней выгодные сферы деятельности с высокими техноло­гиями и требованиями к профессионализму работников.

В связи с системностью, расселение Зап. Сиб. целесообразно совершенствовать в контексте решения проблем общероссийского расселения (а также разв-я расселения в смежных странах и с учётом общемировых тенденций). Традиц-е проблемы региона отягощены полит-ми и социально–эк-ми изм-ми последнего времени. С более тесной интеграцией России в мировое сообщество возросло негативное влияние суперконтинентальности страны. Расхождение экономических интересов групп расселения, дифференциация слоёв общества сопровождается свёртыванием социальных, экономических и пространственных связей между ними. Затруднены связи между ядром страны и периферией, региональными центрами и их окружением, городом и селом. Продолжается депопуляция страны, отток части активного населения из менее – в более урбанизированные зоны, с востока в центр страны, постарение населения. Особо значительные потеря населения и рост доли нетрудоспособных жителей ожидаются в сельских зонах Зап. Сиб.. По прогнозу плотность населения там снизится до 1-2 чел./км2. Значительная часть Сибири, России окажется за границей территории с активной деятельностью и высокими доходами. Снизится эффективность использования инфр-ры неурбанизир-ых зон и возможность её обращения в капитал. Ограничится доступ части жителей к выгодным сферам производства, внутреннему рынку и общенациональному богатству. В значительной мере пространственная организация Р. и Сиб. может остаться расточительной и не способствующей более полному и эффективному вовлечению нас-ия в процесс социально-экономического разв-я страны.

=> задача совершенствования простр-ной организации Р. – сдержать обособление частей страны, соединить разорванное простр-во Р. в одно целое, содействовать преодолению замкнутости социальных групп и более тесной связи Р. с окружением. Необходимо реализовать одну из важнейших геостратегических функций Сибири: служить мостом между востоком и западом страны, соединяя пространство России в одно целое, обеспечивая связи между глубинными и пограничными районами.

Выход из критической ситуации с частичной компенсацией потерь от нерациональной территориальной организации Р. – в использовании, усилении и коррекции тенденций самоорганизации рассел-я. Необходимо наращивать концентрацию населения, деятельности, инвестиций и инфраструктуры в урбанизированных ареалах и вдоль важнейших коммуникаций за счёт сжатия заселённого пространства, уплотнения расселения и контролируемого уменьшения его плотности в депрессивных районах с менее благоприятной средой обитания. В масштабах Р. это спрямит связи между районами, укоротит выходы в зарубежье и уменьшит транспортные затраты, приблизит население к важнейшим транспортным коммуникациям и городам, вовлечёт в активную деятельность бóльшую часть населения.

После распада СССР часть региональных центров расселения Р., располагавшихся в глубине страны, оказалась у внешних границ в узлах транспортных, торговых, миграционных переходов в зарубежье. Здесь возникли дополнительные стимулы развития центров, стратегические узлы расселения – геополитических форпостов страны. Развитие стратегических узлов расселения вдоль важнейших коммуникаций на востоке Р. усилит интеграцию глубинных регионов с зарубежьем, Европейской России – с дальневосточными странами. В Зап. Сиб. такой форпост кристаллизуется в виде мегалополиса, включающего Новосибирск и урбанизированные ядра Кузбасса, Алтая и Томской области в границах самого массивного узла расселения региона. Он вписывается в систему потенциальных стратегических узлов расселения страны

Новые форпосты шире откроют выходы из глубины Р. к границам. Стимуляция роста форпостов позволит надежнее контролировать прилегающие малонаселенные территории. Узловая концентрация нас-ия, деят-ти, инвестиций и инфраструктуры в пограничных стратегических районах расселения и вдоль важнейших коммуникаций в глубине страны способствует преодолению «лоскутности» заселённых территорий и сращиванию заселённого пр-ва Р. в единое целое. Совершенствование территориальной организации страны частично восполнит потери от её суперконтинентальности, уменьшит пространственную изоляцию России от внешнего мира. Выдвижение крупных форпостов расселения к внешним границам позволило бы ускорить развитие страны и приостановить её «погружение» в центр Евразии. Усиление трансграничных связей соседних стран в мире обычно расценивается как стимул для развития смежных регионов.

=>сложная задача адаптивного регулирования пространственной организации региона – управление развитием его трансп-го каркаса. В каркасе овеществлены системность расселения, самоорганизация его структуры. Этим обеспечена целесообразная экономия в формировании каркаса, и сети центров по принципу минимизации расстояний между ними

С транспортным каркасом связана неравномерность размещения центров расселения, особенности хоз-ой специализация районов. Установлена зак-сть усложнения планировочной организации расселения в регионе, рост разнообразия типов пространственных связей. Трансп-е оси расселения между крупнейшими городами Сибири и других регионов сложились. Дальнейшее развитие каркаса расселения Сибири идёт за счёт роста транзитных связей между местными центрами за пределами самых урбанизированных зон. У этих связей в будущем большое региональное и межрегиональное значение: при значительной протяжённости они соединяют местные центры нескольких областей и пересекают транспортные артерии государственного значения. На пересечении транзитных выходов из глубин областей с межрегиональными транспортными осями кристаллизуются новые узлы расселения.

Трансп-му каркасу Зап.Сиб. далеко до завершения. Ряд его сегментов только начал складываться. Пространственная организация региона идёт за счёт постепенной достройки каркаса, разрастания недостающих частей в радиально-кольцевой структуре осей расселения. Сращиваются участки общерегионального каркаса в трансграничных узлах смежных областей Сибири и Казахстана.

«Анфиладные» центры вдоль транспортных коридоров обозначили своё место, но не все достигли нужного уровня развития. ▪ Население убывает повсеместно и вдоль транспортных коридоров тоже. ▪Жители поселений смещаются к местным центрам на трассах, но многие ещё живут в глубине м/у этими коридорами. ▪Сеть капиллярных дорог из глубинки к транспортным артериям ненадёжна, сообщение по ней затруднено. ▪Местному производству трудно конкурировать с производством в более выгодных условиях. Жителям глубинки недоступна доходная работа, сфера общественного обслуживания, бытовые блага.

Поднятие качество жизни достижимо только в наиболее выгодно расположенных узлах расселения и вдоль основных транспортных коридоров. Это под силу только региональной власти. Но регион – как единая пространственная система – есть. А региональной власти и политики – нет.

Если пространственная орга­низация региона — это единый организм, то крупнейший город Сибири — его часть. Генплан Но­восибирска надо связать со схе­мой районной планировки всей Зап. Сиб., а не только с проектом развития территорий в черте объездной дороги и области. Это обеспечило бы «врастание» планировочной структуры города в транспортный каркас региона. На­шёлся бы баланс в распределении ресурсов развития и функциони­рования Новосибирска и региона. Появился бы вариант развития города, адекватный развитию расселения Сибири.

В восточной части региона разрастается узел расселения на границе между Новосибирской, Кемеровской, Томской областями и Алтайским краем. Их админис­тративные центры, крупные горо­да, сдвинуты к стыку областей и крупнейшему в Азиатской части Р. сплетению ж/д, автомобильных и водных коммуникаций. Это массивное созвездие городов и сельских по­селений занимает 5% территории юга Зап. Сиб., но здесь со­средоточено более 6 млн. жителей, половина её населения. По отде­льности ни Нск, ни любой другой из этих городов не смог бы сформировать на громадной части Зап. Сиб. жизнестойкую простра-ую конструкцию региона. Из-за местоположения, геополитической ситуации, величины и своей про­странственной организации это расселенческое образование — один из важнейших стратегических, трансграничных узлов расселения на стыках Р. с сопредельными государствами.

Открывающиеся возможности:

- в границы нового объединения могли бы войти все города «созвездия» с прилегающими к ним территориями. (некое подобие единого парламента объединённой Европы).

- в этом градостроительном узле перераспределятся роли Новосибирска и других крупных городов.

- концентрация ресурсов демографических, материальных для ускорения развития всей мультиагломерации.

- становление эффективного расселения Западной Сибири.

– наряду с самостоятельными бюджетами крупных городов – появился бы общий бюджет мультиагломерации. Это позволило бы преодолевать отставания в развитии ряда территорий, поселений и жизненно важных производств.

- развитие скоростных связей между центрами мультиагломерации создаст предпосылки включения массы населения в активную городскую деятельность, не переселяя этих людей в областные центры.

- успешное противодействие агрессивному вмешательству капитала извне в местную деятельность.

– формирование общего для мультиагломерации технопарка, свободной экономической зоны, многофункционального транспортного узла на пересечении авто- и железнодорожных, водных и воздушных путей.

-доступность совместного планирования, стр-ва и экспл-ии объектов трансп-ой и инж-ой инфраструктуры.

- дополнительный стимул для кооперации городов в научной деятельности, образовании, здравоохранении и социальном обеспечении, в освоении природных ресурсов, совместной природоохранной работы, расширения зоны влияния городов за чертой мультиагломерации и т.д.

Система управления территориями в границах мультиагломерации постепенно приходит в противоречие с новыми обстоятельствами. Опасна не сложившаяся система управления территориями, а инертность в её использовании. И новое административно-территориальное образование не может быть эффективным вечно. Оно необходимо для решения сегодняшних задач.

5. Типология (Т) как метод изучения сложившегося расселения. Обзор существующих принципов типологии расселения в России.

Т — это метод анализа, используемый при изу­чении объектов большой сложности, где приходится учитывать одновременно мно­жество взаимосвязанных признаков. Типо­логия учитывает особенности поселений, в основном, в пределах расселенческой науки и в большей степени учи­тывает территориальные особенности сети поселений.

Из-за сложности, многообразия расселения противоречивы его оценки, широк диапазон пред­ставлений о его роли, нео­днозначны прогнозы эволюции, нередки отличия в толковании этого понятия. Это объясняет множество подходов к его Т.

Можно увидеть всего 2-ва методо­логических подхода:

1) декларирует системность рассе­ления, в основу типологии ставит анализ условий и внешних факторов эволюции. Различия направлений Т расселения тут зависят от того, какие из условий и фак­торов признаются первостепенно важ­ными, из них называют:

- политические,

- соци­ально-экономические,

- природные,

- демографические и др.

Так, одно из наиб. распространенных направлений выделяет два основных типа расселения:

- городское

- сельское.

Несходство взглядов на ти­пологию в границах первого методоло­гического подхода порождает различия

в районировании, хотя оно считается центральной проблемой исследования расселения. Неодинаково, к примеру, оценивается значение территории для расселения. Так, в типологии, ставящей на первое место разницу между город­ским и сельским расселением, недоста­точно учитываются территориальные различия расселения в сельской местности.

Др. осуществ­ляется на основе функционально-хозяй­ственных признаков. Следующее на­правление в типологии основано на выделении территорий с разными фор­мами групповых систем расселения: крупных, средних, малых и без них и так далее.

В основе второго методологического подхода к изучению типологии расселе­ния:

▪ аксиома о системности сложив­шегося расселения, о существовании не только внешних, но и внутренних при­чин его эволюции, о его самоорганиза­ции и саморегулировании. Т. о. в основу типологии ставятся территориальные особенности расселения, а не условия и внешние факторы развития.

2-го подхода позволяют описать 3 основные стороны расселения:

- структуру,

- функционирова­ние

- эволюцию.

Однако, в том и дру­гом случаях будут разными объяснения состояния структуры, функционирова­ния и эволюции. Часто такие различия допустимы: ведь исследователи вправе ставить перед собой несхожие исследо­вательские задачи.

Но все-таки не мо­жет не быть случаев, когда один из двух подходов не эффек­тивен. Например, с позиций первого из них нельзя объяснить сходство эволю­ции расселения в р-ах с разными природными усл-ми, с разной хозяй­ственной специализацией и т. п.

Предпочтение отдается 2-му подходу. В рамках 1-го и 2-го подхо­дов немало трудностей с выбором способов анали­за показателей, их количе­ства. Труд­ности одновременного учёта множества признаков приводят к поискам единственного, главного. Главными счи­тали хозяйственные признаки, показа­тели плотности населения, потенциал поля расселения и др. Пользу­ясь одним, главным показателем, нельзя получить типологию таких сложных объектов, как расселение.

Т учитывает особенности поселений, в основном, в пределах расселенческой науки и в большей степени учи­тывает территориальные особенности сети поселений. Территориальность подхода требует изучения особенно­стей сети населенных мест по всему полигону исследования. И характерис­тика отдельных поселений оказывалась во много раз уже, чем при типологии населённых пунктов.

▪ За единицу тер­ритории взята условная территориальная единица площадью 1000 км2. Она удобна в работе. При упаковке тысячекилометровок на карте получает­ся сетка территорий с радиусом, прибли­жающимся к 20 км. Радиус соответству­ет транспортной доступности примерно в 1 час. Эта величина удобна тем, что она принята за ед. в ряде указаний по организации межселенного культурно-бытового обсл.-ия в сельской мес­тности и упрощает расчёты. Недостаток условных территориаль­ных единиц — в их несовпадении с ад­министративными границами. Для описания за­селённости единица была поделена на микроучас­тки с радиусом доступности от их центра до границ — 5 км, или 1 час пешеходной доступности.

Зонирование проведено на основе мно­гомерной классификации условных территориальных единиц, на которые разбит регион. Выбор па­раметров для описания каждой едини­цы отражает состав сети поселений, планировочные особенности их размещения и пространственные свя­зи между населёнными пунктами. В клас­сификации участвовало 18 параметров.

Все тысячекилометровки разби­вались по каждому фактору на 3 клас­са: с наиболее, наименее выраженными свойствами и со средним значением. Н-р, с наиболее, наименее и средневыраженным фактором освоен­ности территории.

Принципы зонирования:

Основная задача — зонирование заселённых территорий.

Требовалось получение, по воз­можности, нерасчленённых зон.

Уникальные, но относительно мало наполненные, классы должны быть со­хранены самостоятельными.

Требовалось устранить неточнос­ти классификации, неизбежные из-за
произвольного деления региона сеткой территориальных единиц.

выделяются зоны

- плотнозаселенные с наиболее крупными городами, областными центрами, с развитой сетью местных центров,

- среднезаселенные с развитыми местными центрами, слабозаселенные, среднедоступные, со средне- и слаборазвитой сетью местных центров,

- крайне редко заселенные, труднодоступные с неразвитой сетью центров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: