Генераторы сигналов (событийно-управляемый код)

Значительная часть сложных программ в настоящее время использует ту или иную форму межпроцессного взаимодействия. Это обусловлено естественной эволюцией подходов к проектированию программных систем, которая последовательно прошла следующие этапы [11]:

1. Монолитные программы, содержащие в своем коде все необходимые для своей работы инструкции. Обмен данными внутри таких программ производится при помощи передачи параметров функций и использования глобальных переменных. При запуске таких программ образуется один процесс, который выполняет всю необходимую работу.

2. Модульные программы, которые состоят из отдельных программных модулей с четко определенными интерфейсами вызовов. Объединение модулей в программу может происходить либо на этапе сборки исполняемого файла (статическая сборка или static linking), либо на этапе выполнения программы (динамическая сборка или dynamic linking). Преимущество модульных программ заключается в достижении некоторого уровня универсальности – один модуль может быть заменен другим. Однако, модульная программа все равно представляет собой один процесс, а данные, необходимые для решения задачи, передаются внутри процесса как параметры функций.

3. Программы, использующие межпроцессное взаимодействие. Такие программы образуют программный комплекс, предназначенный для решения общей задачи. Каждая запущенная программа образует один или более процессов. Каждый из процессов использует для решения задачи либо свои собственные данные и обменивается с другими процессами только результатом своей работы, либо работает с общей областью данных, разделяемых между разными процессами. Для решения особо сложных задач процессы могут быть запущены на разных физических компьютерах и взаимодействовать через сеть. Преимущество использования межпроцессного взаимодействия заключается в еще большей универсальности – взаимодействующие процессы могут быть заменены независимо друг от друга при сохранении интерфейса взаимодействия. Другое преимущество состоит в том, что вычислительная нагрузка распределяется между процессами. Это позволяет операционной системе управлять приоритетами выполнения отдельных частей программного комплекса, выделяя большее или меньшее количество ресурсов ресурсоемким процессам.

При выполнении многих процессов, решающих общую задачу, используются несколько типичных механизмов взаимодействия между ними, направленных на решение следующих задач:

· передача данных от одного процесса к другому;

· совместное использование одних и тех же данных несколькими процессами;

· извещения об изменении состояния процессов.

Во всех этих случаях типичная структура каждого процесса представляет собой конечный автомат с набором состояний и переходов между ними. Находясь в определенном состоянии, процесс выполняет обработку данных, при переходе между состояниями – пересылает данные другим процессам или принимает данные от них [12].

Для моделирования конечных автоматов используются stateflow [13] или SDL-диаграммы [13], акцент в которых делается соответственно на условиях перехода между состояниями и пересылаемыми данными.

Так, на Рис. 12 показана схема процесса приема/передачи данных. Закругленными прямоугольниками указаны состояния процесса, тонкими стрелками – переходы между состояниями, большими стрелками – пересылаемые данные. Находясь в состоянии «Старт» процесс посылает во внешний мир (или процессу, с которым он обменивается данными) сообщение о своей готовности к началу сеанса передачи данных. После получения от второго процесса подтверждения о готовности начинается сеанс обмена данными. В случае поступления сообщения о конце данных происходит завершение сеанса и переход в стартовое состояние. В случае поступления неверных данных (например, неправильного формата или с неверной контрольной суммой), процесс переходит в состояние «Ошибка», выйти из которого возможно только завершением и перезапуском процесса.

Рис. 12 Пример конечного автомата процесса приема-передачи данных

Тестовое окружение для такого процесса также должно иметь структуру конечного автомата и пересылать данные в том же формате, что и тестируемый процесс. Целью тестирования в данном случае будет показать, что процесс обрабатывает принимаемые данные в соответствии с требованиями, форматы передаваемых данных корректны, а также, что процесс во время своей работы действительно проходит все состояния конечного автомата, моделирующего его поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: