1. Матрица компетенций, формируемых в ходе применения активных форм обучения по дисциплине.
Современный этап развития высшей школы характеризуется устойчивой тенденцией к технологизации образовательного процесса и применению интерактивных инновационных методов обучения. Реализация образовательной модели подготовки студентов наилучшим образом возможна в образовательной технологии, позволяющей эффективно выстраивать процесс обучения, управлять им, получать результаты в соответствии с запланированными целями по формированию у студентов профессиональных и, прежде всего, ключевых компетенций.
Реализация учебной программы «Гражданский процесс» предусматривает:
- установление конкретных компетенций, на формирование которых направлены разделы и положения учебной программы;
- определение наиболее эффективных методов обучения, которые позволяют выработать названные компетенции;
- выбор способов и оценочных средств проверки процесса формирования ключевых профессиональных компетенций.
В ходе применения активных форм обучения по дисциплине «Гражданский процесс» у студентов формируются следующие компетенции:
способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2)
способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6)
владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате применения интерактивных форм обучения студент должен:
Знать:
понятие, предмет, метод и место гражданского процессуального права в российской системе права;
систему и источники гражданского процессуального права;
принципы гражданского процесса;
сущность гражданских процессуальных отношений, их отличительные черты; предпосылки возникновения;
субъекты гражданских процессуальных отношений, их классификация, права и обязанности;
подведомственность и подсудность;
судебные расходы;
процессуальные сроки;
доказывание и доказательства в гражданском процессе;
сущность, элементы, виды исков в гражданском процессе;
постадийное движение дела в гражданском процессе с момента возбуждения гражданского дела и вплоть до принудительного исполнения исполнительного документа, выданного на вступивший в силу судебный акт;
особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции дел, возникающих из публичных правоотношений, дел особого производства, дел приказного производства;
особенности рассмотрения в судах дел с участием иностранного элемента;
основы нотариата, третейского разбирательства, арбитражного процесса.
Уметь:
формулировать и обосновывать свою позицию по проблемным и спорным положениям изучаемой науки;
оформлять излагаемый материал в логической последовательности, структурировать содержание так, чтобы ответ был полным и завершенным
логически грамотно выражать точку зрения по вопросам применения гражданского процессуального законодательства;
решать практические ситуации с использованием статей конкретного нормативного акта и руководящей судебной практики.
осуществлять правовую экспертизу процессуальных документов, давать квалифицированные юридические заключения;
правильно составлять и оформлять юридические документы;
знать и уметь использовать в практической деятельности постановления Пленума и Президиума Верховного Суда РФ, в которых содержатся руководящие разъяснения действующего законодательства по изучаемым вопросам.
Владеть:
юридической терминологией;
навыками работы с правовыми актами, регламентирующими порядок гражданского судопроизводства;
навыками анализа судебной практики;
навыками самостоятельного составления гражданских процессуальных документов (иски, ходатайства, возражения, протоколы, определения, судебные решения).
Матрица компетенций, формируемых в ходе применения активных и интерактивных методов обучения по дисциплине:
№ № п/п | Наименование активной формы | Компетенции, формируемые в ходе применения активных форм обучения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК-1 | ПК-2 | ПК-3 | ПК-4 | ПК-5 | ПК-6 | ПК-7 | ПК-8 | ПК-9 | ПК-10 | ПК-11 | ПК-12 | ПК-13 о | ПК-14 | ПК-15 | ПК-16 | ПК-17 | ПК-18 | ПК-19 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Лекционные занятия: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. | Лекция-визуализация | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. | Лекция - пресс- конференция | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. | Лекция-дискуссия | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ** | * ** | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.4. | Проблемная лекция | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.5. | Лекция с разборо конкретных ситуаций | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.6. | Лекция с применением техники обратной связи | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.7. | Лекция-консультация | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Семинарские занятия: | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. | Дискуссия на семинаре | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. | Семинар - развернутая беседа с обсуждением доклада, сообщения | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. | Семинар - обсуждение письменных рефератов | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. | Пресс-конференция | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.5. | Семинар - круглый стол | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.6. | Семинар-диспут | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.7. | Консультационная работа преподавателя | * | * | ** | * | * | * | ** | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Практические занятия: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1. | Метод проектов | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2. | Мозговой штурм» | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3. | Баскет-метод (разбор комплекта правовых актов, договоров, юридических документов) | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4. | Кейс-метод | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.5. | Метод анализа конкретных ситуаций (инцидент, казус, последовательные ситуации и т.п.) | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.6. | Метод «лабиринта действий» | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.7. | Практические проблемные задачи | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.8. | Метод развивающейся кооперации | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.9. | Ролевая игра | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.10. | Метод группового решения творческих задач: «Дельфи» | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.11. | Компьютерные игровые симуляции (game-based learning) | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * * | ||
4. | Комплексные занятия теоретико-прикладного характера | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||