Для проведения лекционных и практических занятий используются учебные аудитории, оснащенные компьютерной техникой, необходимым программным обеспечением, электронными учебными пособиями и справочно – правовой системой. Аудитории должны иметь выход в глобальную сеть Интернет, оснащены аудиовизуальной техникой для видеопрезентаций.
Настенные таблицы содержат соответствующий графический материал (схемы, графики, таблицы и т.п.).
В ходе практических занятий используется раздаточный материал: бланки и образцы определенных документов, наглядный графический материал и т.д.
Лекционные залы и аудитории для проведения практических занятий должны иметь оборудование, позволяющее просматривать фильмы на соответствующих носителях (видеомагнитофон, оборудование для воспроизведения фильмов в DVD-формате и т.п.).
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСИЦПЛИНЕ
1. Компетенции, формируемые в ходе самостоятельного изучения студентами дисциплины
Учебная программа по Гражданскому процессу составлена в объеме, обеспечивающем глубокое усвоение обучаемыми основных институтов данной учебной дисциплины. Значительное внимание уделяется профессиональной направленности в подготовке обучаемых.
Главными методами в изучении дисциплины являются активная самостоятельная творческая работа обучаемых в ходе аудиторных занятий и самостоятельная подготовка по усвоению учебного материала и применению положений нормативных правовых актов к решению правовых ситуационных задач.
Освоение дисциплины «Гражданский процесс» строится на основе единства обучения и воспитания, теории и практики, формирования у обучаемых творческого мышления и наглядности его передачи, а также учета индивидуальных особенностей обучаемых. Самостоятельная работа обучаемых служит усвоению знаний, а также способствует овладению практическими материалами с учетом индивидуальных способностей и наклонностей обучаемых.
В ходе самостоятельного изучения студентами дисциплины «Гражданский процесс» у студентов формируются следующие компетенции:
способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2)
способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6)
владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В частности, в результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
понятие, предмет, метод и место гражданского процессуального права в российской системе права;
систему и источники гражданского процессуального права;
принципы гражданского процесса;
сущность гражданских процессуальных отношений, их отличительные черты; предпосылки возникновения;
субъекты гражданских процессуальных отношений, их классификация, права и обязанности;
подведомственность и подсудность;
судебные расходы;
процессуальные сроки;
доказывание и доказательства в гражданском процессе;
сущность, элементы, виды исков в гражданском процессе;
постадийное движение дела в гражданском процессе с момента возбуждения гражданского дела и вплоть до принудительного исполнения исполнительного документа, выданного на вступивший в силу судебный акт;
особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции дел, возникающих из публичных правоотношений, дел особого производства, дел приказного производства;
особенности рассмотрения в судах дел с участием иностранного элемента;
основы нотариата, третейского разбирательства, арбитражного процесса.
Уметь:
формулировать и обосновывать свою позицию по проблемным и спорным положениям изучаемой науки;
оформлять излагаемый материал в логической последовательности, структурировать содержание так, чтобы ответ был полным и завершенным
логически грамотно выражать точку зрения по вопросам применения гражданского процессуального законодательства;
решать практические ситуации с использованием статей конкретного нормативного акта и руководящей судебной практики.
осуществлять правовую экспертизу процессуальных документов, давать квалифицированные юридические заключения;
правильно составлять и оформлять юридические документы;
знать и уметь использовать в практической деятельности постановления Пленума и Президиума Верховного Суда РФ, в которых содержатся руководящие разъяснения действующего законодательства по изучаемым вопросам.
Владеть:
юридической терминологией;
навыками работы с правовыми актами, регламентирующими порядок гражданского судопроизводства;
навыками анализа судебной практики;
навыками самостоятельного составления гражданских процессуальных документов (иски, ходатайства, возражения, протоколы, определения, судебные решения).
Компетенции, формируемые на занятиях, изложены в соответствующей матрице формирования компетенций.
Матрица формирования компетенций
№ п/п | Наименование темы | Компетенции, формируемые на занятиях | ||||||||||||||||||||||||||||
ПК-1 | ПК-2 | ПК-3 | ПК-4 | ПК-5 | ПК-6 | ПК-7 | ПК-8 | ПК-9 | П К- | ПК-11 | ПК-12 | ПК-13 | Кпк-14 | ПК-15 | ПК-16 | ПК-17 | ПК-18 | ПК-19 | ||||||||||||
Модуль 1. | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||
1. | Тема 1. Гражданский процесс, гражданское процессуальное право и процессуальная наука. | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||
2. | Тема 2. Принципы гражданского процессуального права | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||
3. | Тема 3. Гражданские процессуальные отношения и их субъекты | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
4. | Тема 4. Стороны в гражданском процессе. | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
5. | Тема 5. Третьи лица в гражданском процессе | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
6. | Тема 6. Участие прокурора в гражданском процессе | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
7. | Тема 7. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, выступающих в защиту прав других лиц (Субъекты ст.ст. 46 и 47 ГПК РФ) | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
8. | Тема 8. Судебное представительство в гражданском процессе | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||
Тема 9. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||
10. | Тема 10. Подсудность гражданских дел судам общей юрисдикции | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||
11. | Тема 11. Процессуальные сроки. | * | * | * | * | * | * | * | * | ** | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||
12. | Тема 12. Судебные извещения и вызовы | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||
13. | Тема 13. Судебные расходы. Судебные штрафы | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
14. | Тема 14. Доказывание и доказательства в гражданском процессе | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
15. | Тема 15. Иск | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
Модуль 2. Особенная часть | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||
16. | Тема 16. Возбуждение гражданского дела | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
17. | Тема 17. Подготовка дела к судебному разбирательству | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||
18. | Тема 18. Судебное разбирательство | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
19. | Тема 19. Постановления суда первой инстанции | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||
20. | Тема 20. Заочное производство и заочное решение | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
21. | Тема 21. Приказное производство и судебный приказ | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
22. | Тема 22. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
23. | Тема 23. Особое производство | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
24. | Тема 24. Пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов в апелляционном порядке | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
25. | Тема 25. Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
26. | Тема 26. Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов в порядке надзора | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||
27. | Тема 27. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
28. | Тема 28. Исполнительное производство | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
Модуль 3. Специальная часть | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||
29. | Тема 29. Международный гражданский процесс | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
30. | Тема 30. Рассмотрение гражданских дел третейскими судами | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
31. | Тема 31. Нотариат. Нотариальные действия | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
32. | Тема 32. Основы арбитражного процесса | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||||
2. Цель самостоятельной работы по каждой теме учебного занятия
№ п/п | Наименование темы | Цель |
1. | Тема 1. Гражданский процесс, гражданское процессуальное право и процессуальная наука | Цель: Формирование знаний гражданском процессе как правовом институте, научной и учебной дисциплине. |
2. | Тема 2. Принципы гражданского процессуального права | Цель:Изучение содержания принципов гражданского процессуального права. |
3. | Тема 3. Гражданские процессуальные отношения и их субъекты | Цель: Изучение структуры, характерных признаков гражданских процессуальных отношений, а также классификации о состава субъектов гражданских процессуальных отношений |
4. | Тема 4. Стороны в гражданском процессе | Цель: Всестороннее изучение сторон в гражданском процессе |
5. | Тема 5. Третьи лица в гражданском процессе | Цель: Всестороннее изучение третьих лиц в гражданском процессе |
6. | Тема 6. Участие прокурора в гражданском процессе | Цель:Всестороннее изучение прокурора как субъекта гражданского процесса |
7. | Тема 7. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, выступающих в защиту прав других лиц (Субъекты ст.ст. 46 и 47 ГПК РФ) | Цель:Всестороннее изучение правового положения субъектов 46, 47 статей ГПК РФ |
8. | Тема 8. Судебное представительство в гражданском процессе | Цель:Всестороннее изучение судебных представителей в гражданском процссе. |
9. | Тема 9. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции | Цель:Изучение межотраслевого института подведомственности юридических дел |
10. | Тема 10. Подсудность гражданских дел судам общей юрисдикции | Цель: Изучение видов и правил подсудности юридических дел |
11. | Тема 11. Процессуальные сроки. | Цель: Изучение процессуальных сроков в гражданском процессе |
Тема 12. Судебные извещения и вызовы | Цель:Изучение института судебных извещений и вызовов | |
Тема 13. Судебные расходы. Судебные штрафы | Цель:Изучение института судебных расходов в гражданском процессе | |
Тема 14. Доказывание и доказательства в гражданском процессе | Цель:Всестороннее изучение института доказывания в гражданском процессе и освоение информации о имеющихся в гражданском процессе средствах доказывания | |
Тема 15. Иск | Цель: Всестороннее изучение иска - основного средства защиты в гражданском процессе | |
Тема 16. Возбуждение гражданского дела | Цель:Освоение порядка обращения в суд с исковым заявлением (заявлением) | |
Тема 17. Подготовка дела к судебному разбирательству | Цель:Изучение цели, задач, действия, совершаемых в порядке подготовки дела к судебному разбирательству в гражданском процессе | |
Тема 18. Судебное разбирательство | Цель:Всесторонне изучение стадии судебного разбирательства – центральной стадии гражданского процесса, в которой спор рассматривается и разрешается по существу. | |
Тема 19. Постановления суда первой инстанции | Цель:Всестороннее изучение постановлений суда первой инстанции | |
Тема 20. Заочное производство и заочное решение | Цель:Изучение порядка и условий заочного производства, содержания заочного решения и порядка его оспаривания | |
Тема 21. Приказное производство и судебный приказ | Цель:Изучение сущности и порядка приказного производства, а также содержания, свойств и порядка вынесения, отмены и исполнения судебного приказа | |
Тема 22. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений | Цель:изучение сущности, процессуальных особенностей рассмотрения гражданских дел в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений | |
Тема 23. Особое производство | Цель:изучение сущности, процессуальных особенностей рассмотрения гражданских дел в порядке особого производства | |
Тема 24. Пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов в апелляционном порядке | Цель:изучение сущности, процессуальных особенностей пересмотра судебных актов в апелляционном порядке | |
Тема 25. Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке | Цель:изучение сущности, процессуальных особенностей пересмотра судебных актов в кассационном порядке | |
Тема 26. Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов в порядке надзора | Цель:изучение сущности, процессуальных особенностей пересмотра судебных актов в порядке надзора | |
Тема 27. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов | Цель:изучение сущности, процессуальных особенностей пересмотра судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам | |
Тема 28. Исполнительное производство | Цель:изучение основных правил исполнительного производства | |
Тема 29. Международный гражданский процесс | Цель:формирование представления об основных правилах рассмотрения гражданских дел с участием иностранных лиц судами общей юрисдикции РФ | |
Тема 30. Рассмотрение гражданских дел третейскими судами | Цель:формирование представления об основах третейского разбирательства | |
Тема 31. Нотариат. Нотариальные действия | Цель:формирование представления об основных правилах нотариального производства | |
Тема 32. Основы арбитражного процесса | Цель:формирование представления об основных правилах арбитражного процесса |