Цель применяемой активной формы обучения

Ориентация на компетентностный подход требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной юридической практике и поисков путей решения возникающих проблем

Решающую роль при реализации компетентностного подхода играет переход от традиционных форм передачи знаний к инновационным образовательным технологиям. Новая роль образовательных технологий требует новых подходов к их проектированию.

Технологии обучения по дисциплине ориентированы на формирование у студентов умения свободно ориентироваться и применять нормы гражданского процессуального законодательства, развитие у них навыков системного, структурного, функционального и логического анализа, научного подхода к рассматриваемым вопросам в свете современных тенденций развития теории и практики гражданского процесса.

Данная отрасль права имеет как общее теоретическое и научное, так и прикладное, практическое значение. Поэтому преподавание этого сложного курса построено на применении следующих активных форм обучения: чтение проблемно-дискуссионных лекций, проведение ситуационно - ориентированных семинаров, практических занятий и викторин, ролевых игр. Такой подход позволяет привить студентам навыки применения норм этой отрасли права на практике, лучше усвоить правила российского законодательства, нормы международного права и положения договоров, участницей которых является Россия.

В ходе чтения лекций и проведения практических занятий должны анализироваться наиболее типичные примеры реализации этих норм, взятые из новейшей практики российских судов. Занятия должны строиться таким образом, чтобы магистранты осуществляли правовой анализ и оценку сложных правовых ситуаций, усвоили порядок действия норм права во времени и в пространстве, особенности применения коллизионных норм.

Самостоятельная работа студентов направляется на изучение нормативно-правовых актов, научной и учебной литературы, лекционного материала, решение задач, выполнение тестов, контроль собственных знаний с помощью ответов на соответствующие вопросы.

Методическая новизна учебной дисциплины состоит в:

• изложении лекционного материала с использованием актуальной проблематики теории и практики гражданского процессуального законодательства с применением мультимедийной презентации;

• применении ситуационно-ориентированного подхода к проведению практических занятий на основе решения правовых ситуаций и освоению алгоритмов принятия решений в области защиты гражданских прав;

• обеспечении непосредственного доступа студентов к материалам судебной практики по гражданским делам, размещенными на официальных сайтах судебных органов;

• опоре на анализ результатов различных форм самостоятельной и групповой работы студентов в ходе семинарских и практических занятий;

• изучении учебных материалов с использованием справочных правовых информа-ционных систем «Гарант» и «КонсультантПлюс», электронных учебников и методов программированного обучения;

• использовании учебных материалов в электронной форме, позволяющих осуществлять дистанционное обучение студентов заочных форм обучения во взаимодействии с филиалами МГУТУ им. К.Г. Разумовского и иными распределенными подразделениями;

• использовании учебных видео-фильмов, архива видео- и аудио- записей лекций и бесед отечественных юристов, а также специалистов в области правоохранительной и правоприменительной деятельности;

• развитии профессиональной компетенции и личностной готовности студентов к практической деятельности.

Основные цели применяемых активных технологий по дисциплине

№№№ Виды активных форм обучения Цель применяемой активной формы обучения
1. Лекционные занятия:  
1.1. Лекция-визуализация Интеграция зрительного и вербального восприятия информации, придание абстрактным понятиям наглядного, конкретного характера с включением активной мыслительной деятельности на основе анализа, синтеза, обобщения, свертыва­ния или развертывания информации.
1.2. Лекция - пресс- конференция Отработка умений задавать вопросы и отвечать на них, выходить из труд­ных коммуникативных ситуаций, формирование навыков доказательст­ва и опровержения.
1.3. Лекция-дискуссия Организация свободного обмена мнениями по разделам излагаемого материала в целях активизации работы магистрантов по обсуждению темы.
1.4. Проблемная лекция Опираясь на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций обеспечить усвоение магистрантами теоретических знаний, развитие теоретического мышления, формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации.
1.5. Лекция с разбором конкретных ситуаций Ак­тивизация познавательной активности магистрантов к участию в обсуждении конкретных ситуаций, развитие дискуссии в нуж­ном направлении
1.6. Лекция с применением техники обратной связи Активизация усвоения лекционного материала с учетом уровня подготовленности и восприятия магистрантами конкретной темы занятия.
1.7. Лекция-консультация Индивидуализация процесса обучения с учетом уровня понимания и восприятия материала каждым обучаемым.
2. Семинарские занятия: Углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях, а также в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой.
2.1. Дискуссия на семинаре Активное включение обучаемых в коллективный поиск истины, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса, обеспечение углубленного изучения дисциплины, закрепления пройденного материала, овладения методологией научного познания
2.2. Семинар - развернутая беседа с обсуждением доклада, сообщения Создание обстановки свободного обмена мнениями, выработка у обучаемых коммуникативных навыков, активизация познавательной активности путем постановки хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов, умелой концентрации внимания на наиболее важных проблемах, умения обобщать и систематизировать высказываемые в выступлениях идеи, сопоставлять различные точки зрения.
2.3. Семинар - обсуждение письменных рефератов Приобщение к научно-исследовательской работе, выработка объективного критического подхода к теоретическим положениям оппонента, развитие умений научной дискуссии.
2.4. Пресс-конференция Создание атмосферы творческой дискуссии с элементами ролевой игры по обсуждению подготовленного доклада, реферата.
2.5. Семинар - круглый стол Привитие самостоятельного творческого мышления, свободного обмена мнения, коммуникативных качеств делового общения с представителями правоохранительных органов
2.6. Семинар-диспут Проверка способности обучаемых к поиску истины на основе полученных знаний и сформировавшихся убеждений, выработка навыков ведения дискуссии по сложным проблемам.
3. Практические занятия: Формирование и совершенствование умений и навыков профессиональной деятельности, соответствующие характеру и уровню сложности решаемых профессиональных задач.
3.1. Метод проектов Исследование проблемы и создание практического результата – образовательного продукта(доклада, реферата, статьи, презентации и т.п.).
3.2. «Мозговой штурм» Стимулирование интеллектуальных творческих способностей, при котором участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов юридического решения.
3.3. Баскет-метод (разбор комплекта правовых актов, договоров, юридических документов) Выработка умений анализировать юридическую информацию, принимать решения, коммуникационные навыки межличностного общения, прогнозирования результатов своей деятельности.
3.4. Кейс-метод Развитие рефлексивных умений по разрешению юридических конфликтов, умений решать правовые ситуации, коммуникативного общения, применять предметные знания в юридической практике, умений вести переговоры, брать на себя ответственность.
3.5. Метод анализа конкретных ситуаций (инцидент, казус, последовательные ситуации и т.п.) Развитие аналитического мышления, применения ситуационного анализа в динамике, навыков работы с информацией, выработка правовых решений, освоение современных управленческих и социально-психологических технологий, расширение коммуникативной компетентности.
3.6. Метод «лабиринта действий» Развитие умений быстро и правильно ориентироваться в многовариантных ситуациях или в ситуациях, со многими возможными альтернативами.
3.7. Практические проблемные задачи Развитие диалектического мышления, творческих способностей участников и умений выделять проблемы, обнаруживать в них противоречия, находить оптимальные пути их разрешения.
3.8. Ролевая игра Проявление имеющихся знаний и умений в конкретных правовых ситуациях в роли сотрудников правоохранительных органов и юридических служб, формирование навыков уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению.
4. Комплексные занятия теоретико-прикладного характера Ускорение процесса осознания магистрантами теоретического материала и формирования у них практических умений за счет интеграции теоретического и практического компонентов.



double arrow
Сейчас читают про: