Ориентация на компетентностный подход требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной юридической практике и поисков путей решения возникающих проблем
Решающую роль при реализации компетентностного подхода играет переход от традиционных форм передачи знаний к инновационным образовательным технологиям. Новая роль образовательных технологий требует новых подходов к их проектированию.
Технологии обучения по дисциплине ориентированы на формирование у студентов умения свободно ориентироваться и применять нормы гражданского процессуального законодательства, развитие у них навыков системного, структурного, функционального и логического анализа, научного подхода к рассматриваемым вопросам в свете современных тенденций развития теории и практики гражданского процесса.
Данная отрасль права имеет как общее теоретическое и научное, так и прикладное, практическое значение. Поэтому преподавание этого сложного курса построено на применении следующих активных форм обучения: чтение проблемно-дискуссионных лекций, проведение ситуационно - ориентированных семинаров, практических занятий и викторин, ролевых игр. Такой подход позволяет привить студентам навыки применения норм этой отрасли права на практике, лучше усвоить правила российского законодательства, нормы международного права и положения договоров, участницей которых является Россия.
В ходе чтения лекций и проведения практических занятий должны анализироваться наиболее типичные примеры реализации этих норм, взятые из новейшей практики российских судов. Занятия должны строиться таким образом, чтобы магистранты осуществляли правовой анализ и оценку сложных правовых ситуаций, усвоили порядок действия норм права во времени и в пространстве, особенности применения коллизионных норм.
Самостоятельная работа студентов направляется на изучение нормативно-правовых актов, научной и учебной литературы, лекционного материала, решение задач, выполнение тестов, контроль собственных знаний с помощью ответов на соответствующие вопросы.
Методическая новизна учебной дисциплины состоит в:
• изложении лекционного материала с использованием актуальной проблематики теории и практики гражданского процессуального законодательства с применением мультимедийной презентации;
• применении ситуационно-ориентированного подхода к проведению практических занятий на основе решения правовых ситуаций и освоению алгоритмов принятия решений в области защиты гражданских прав;
• обеспечении непосредственного доступа студентов к материалам судебной практики по гражданским делам, размещенными на официальных сайтах судебных органов;
• опоре на анализ результатов различных форм самостоятельной и групповой работы студентов в ходе семинарских и практических занятий;
• изучении учебных материалов с использованием справочных правовых информа-ционных систем «Гарант» и «КонсультантПлюс», электронных учебников и методов программированного обучения;
• использовании учебных материалов в электронной форме, позволяющих осуществлять дистанционное обучение студентов заочных форм обучения во взаимодействии с филиалами МГУТУ им. К.Г. Разумовского и иными распределенными подразделениями;
• использовании учебных видео-фильмов, архива видео- и аудио- записей лекций и бесед отечественных юристов, а также специалистов в области правоохранительной и правоприменительной деятельности;
• развитии профессиональной компетенции и личностной готовности студентов к практической деятельности.
Основные цели применяемых активных технологий по дисциплине
| №№№ | Виды активных форм обучения | Цель применяемой активной формы обучения |
| 1. | Лекционные занятия: | |
| 1.1. | Лекция-визуализация | Интеграция зрительного и вербального восприятия информации, придание абстрактным понятиям наглядного, конкретного характера с включением активной мыслительной деятельности на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации. |
| 1.2. | Лекция - пресс- конференция | Отработка умений задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формирование навыков доказательства и опровержения. |
| 1.3. | Лекция-дискуссия | Организация свободного обмена мнениями по разделам излагаемого материала в целях активизации работы магистрантов по обсуждению темы. |
| 1.4. | Проблемная лекция | Опираясь на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций обеспечить усвоение магистрантами теоретических знаний, развитие теоретического мышления, формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации. |
| 1.5. | Лекция с разбором конкретных ситуаций | Активизация познавательной активности магистрантов к участию в обсуждении конкретных ситуаций, развитие дискуссии в нужном направлении |
| 1.6. | Лекция с применением техники обратной связи | Активизация усвоения лекционного материала с учетом уровня подготовленности и восприятия магистрантами конкретной темы занятия. |
| 1.7. | Лекция-консультация | Индивидуализация процесса обучения с учетом уровня понимания и восприятия материала каждым обучаемым. |
| 2. | Семинарские занятия: | Углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях, а также в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. |
| 2.1. | Дискуссия на семинаре | Активное включение обучаемых в коллективный поиск истины, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса, обеспечение углубленного изучения дисциплины, закрепления пройденного материала, овладения методологией научного познания |
| 2.2. | Семинар - развернутая беседа с обсуждением доклада, сообщения | Создание обстановки свободного обмена мнениями, выработка у обучаемых коммуникативных навыков, активизация познавательной активности путем постановки хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов, умелой концентрации внимания на наиболее важных проблемах, умения обобщать и систематизировать высказываемые в выступлениях идеи, сопоставлять различные точки зрения. |
| 2.3. | Семинар - обсуждение письменных рефератов | Приобщение к научно-исследовательской работе, выработка объективного критического подхода к теоретическим положениям оппонента, развитие умений научной дискуссии. |
| 2.4. | Пресс-конференция | Создание атмосферы творческой дискуссии с элементами ролевой игры по обсуждению подготовленного доклада, реферата. |
| 2.5. | Семинар - круглый стол | Привитие самостоятельного творческого мышления, свободного обмена мнения, коммуникативных качеств делового общения с представителями правоохранительных органов |
| 2.6. | Семинар-диспут | Проверка способности обучаемых к поиску истины на основе полученных знаний и сформировавшихся убеждений, выработка навыков ведения дискуссии по сложным проблемам. |
| 3. | Практические занятия: | Формирование и совершенствование умений и навыков профессиональной деятельности, соответствующие характеру и уровню сложности решаемых профессиональных задач. |
| 3.1. | Метод проектов | Исследование проблемы и создание практического результата – образовательного продукта(доклада, реферата, статьи, презентации и т.п.). |
| 3.2. | «Мозговой штурм» | Стимулирование интеллектуальных творческих способностей, при котором участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов юридического решения. |
| 3.3. | Баскет-метод (разбор комплекта правовых актов, договоров, юридических документов) | Выработка умений анализировать юридическую информацию, принимать решения, коммуникационные навыки межличностного общения, прогнозирования результатов своей деятельности. |
| 3.4. | Кейс-метод | Развитие рефлексивных умений по разрешению юридических конфликтов, умений решать правовые ситуации, коммуникативного общения, применять предметные знания в юридической практике, умений вести переговоры, брать на себя ответственность. |
| 3.5. | Метод анализа конкретных ситуаций (инцидент, казус, последовательные ситуации и т.п.) | Развитие аналитического мышления, применения ситуационного анализа в динамике, навыков работы с информацией, выработка правовых решений, освоение современных управленческих и социально-психологических технологий, расширение коммуникативной компетентности. |
| 3.6. | Метод «лабиринта действий» | Развитие умений быстро и правильно ориентироваться в многовариантных ситуациях или в ситуациях, со многими возможными альтернативами. |
| 3.7. | Практические проблемные задачи | Развитие диалектического мышления, творческих способностей участников и умений выделять проблемы, обнаруживать в них противоречия, находить оптимальные пути их разрешения. |
| 3.8. | Ролевая игра | Проявление имеющихся знаний и умений в конкретных правовых ситуациях в роли сотрудников правоохранительных органов и юридических служб, формирование навыков уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению. |
| 4. | Комплексные занятия теоретико-прикладного характера | Ускорение процесса осознания магистрантами теоретического материала и формирования у них практических умений за счет интеграции теоретического и практического компонентов. |






