Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел с участием иностранных лиц

Отечественное процессуальное законодательство предоставляет иностранным лицам национальный правовой режим, означающий, что при рассмотрении дел с участием иностранных лиц суд РФ не делает каких-либо различий между ними и российскими участниками процесса, за рядом особенностей, предусмотренных разделом 5 ГПК РФ, иными федеральными законами и международными договорами.

Так, если иностранные граждане или организации или их представители находятся (проживают) на территории Российской Федерации, то вопросы, связанные с их надлежащим уведомлением о принятии иска (заявления) к рассмотрению, возбуждении производства по делу и назначении дела к слушанию, рассылка иных процессуальных документов, решаются в общем порядке, поэтому применяются общеустановленные процессуальные сроки. Однако, если иностранное лицо, участвующее в деле, находится (проживает) за рубежом, то оно извещается о слушании дела путем направления уведомления (определения) в компетентный орган иностранного государства.

Вручение судебных уведомлений (определений) может происходить несколькими способами.

Во-первых, судебные документы могут быть направлены непосредственно зарубежным адресатам через учреждения связи. Во-вторых, через так называемый центральный орган (в Российской Федерации таковым является Министерство юстиции Российской Федерации, в других странах может быть аналогичное министерство, судебное учреждение высшей инстанции или даже внешнеполитическое ведомство). В-третьих, судебные документы и уведомления об их вручении могут передаваться через консульские учреждения. В-четвертых, судебные документы и уведомления могут быть вручены, как исключение, через дипломатические учреждения.

В связи с указанными выше процедурами необходимо иметь в виду длительный период, необходимый для извещения участников процесса.

Статей 408 ГПК РФ установлены специальные процессуальные правила, предъявляемые к документам иностранного происхождения выданным, составленным или удостоверенным компетентным органом иностранного государства за пределами Российской Федерации. Такие документы могут быть приняты судом РФ только при условии их легализации, т.е. подтверждения их соответствия законодательным актам государства пребывания, подлинности подписей на документах, перевода документов на русский язык, на котором ведется судопроизводство в Российской Федерации.

Легализация документов осуществляется в соответствии со ст. 55 Консульского устава СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г. N 4146-IX. Упрощенный способ легализации документов путем использования универсально применяемого штампа апостиля, проставляемого учреждением юстиции, предусмотрен Гаагской конвенцией от 5 октября 1961 г., которая отменяет для ее участников, включая Российскую Федерацию, требования общего порядка легализации иностранных документов.

Консульская легализация документов не требуется при наличии двустороннего (многостороннего) договора с участием Российской Федерации, если таким договором предусмотрена возможность представления документов без легализации.

Документы на иностранном языке при представлении в суд общей юрисдикции РФ должны сопровождаться их надлежаще заверенным переводом на русский язык.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: