Иностранные лица в российском гражданском процессе: правовой статус, процессуальные права и обязанности

Категория «иностранные лица», употребляемая ГПК РФ, включает в себя лиц, имеющих различный правовой статус. К названной группе участников гражданского процесса в первую очередь относятся иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные и международные организации.

В области процессуальных прав и обязанностей иностранные лица приравниваются к гражданам и организациям Российской федерации, на них распространяются аналогичные правила и процедуры гражданского судопроизводства, за некоторыми исключениями, предусмотренными нормами 5 раздела ГПК РФ, что, в свою очередь, обусловлено спецификой субъектного состава такого рода дел. Тем самым подтверждается неизменность установок отечественной правовой системы, издавна предоставляющей иностранным лицам национальный правовой режим в области цивилистических отношений и защиты нарушенных прав и интересов. Нормы 5 раздела ГПК РФ согласуются с содержанием международных соглашений, конвенций, двух- и многосторонних договоров, подписанных РФ, в частности, с Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993г., Кишиневской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002г. и пр.

Для того чтобы быть участником гражданского процесса иностранное лицо должно обладать процессуальной правосубъектостью. Согласно ст. 399 ГПК РФ, гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяются их личным законом. Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории Российской Федерации признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью.

Согласно ст.ст. 400 ГПК РФ, 1202 ГК РФ, а также положениям международных договоров, участницей которых является РФ (например, п.3 ст. 23 упомянутой Минской конвенции 1993г., п.3 ст. 26 Кишиневской конвенции 2002г.), правоспособность организации определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено.

Статус международных организаций определяется учредительными документами данной организации, а также международными договорами, на основе которых они созданы и функционируют. Например, статьей 3 Соглашения между Правительством РФ и Организацией экономического сотрудничества и развития о привилегиях и иммунитетах Организации в Российской Федерации, подписанного 8 июня 1994г., предусматривается, что «Организация пользуется на территории РФ правами юридического лица в полном объеме…»

Международными актами, а также федеральными законами РФ также определяются границы предоставляемых международным организациям иммунитетов и привилегий. Важно также отметить, что современная правовая доктрина и судебная практика РФ различают иммунитет при выполнении функциональных обязанностей международной организации, для выполнения которых она была образована, и участие международной организации в гражданском обороте. В любом случае, вопрос о наличии иммунитета международной организации рассматривается после принятия иска к производству, бремя доказывания судебно-процессуального иммунитета лежит на данной организации.

Обращает на себя внимание тот факт, что статья 401 ГК РФ упоминает о таком возможном субъекте гражданского дела как иностранное государство. Необходимо отметить, что СССР (а в последствии и Россия) на протяжении многих десятилетий последовательно придерживался концепции так называемого абсолютного судебного иммунитета иностранного государства. В ее основе лежат такие международно-правовые категории как суверенитет и суверенное равенство государств, в силу которых ни одно государство не может подчинить своей судебной власти другое государство без добровольного согласия на это последнего. Согласие на подчинение юрисдикции иностранного государства должно быть выражено тем компетентным государственным органом, которому такое полномочие предоставлено внутренним законодательством. Отказ от иммунитета должен быть явным, и ясно определять виды иммунитетов, от которых отказывается иностранное государство.

Однако, как справедливо отметил профессор В.К. Пучинский, действующее процессуальное законодательство РФ предусматривает «потенциальную возможность полного или частичного отхода от концепции безграничного судебного иммунитета иностранного государства», поскольку положения 401 статьи ГПК РФ о судебном иммунитете применяются, «если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом».

Современная судебная практика РФ также склоняется в сторону концепции ограниченного иммунитета иностранного государства. В основе данной концепции лежит принцип определения цели сделки – извлечение прибыли или выполнение публичной функции. Государство пользуется иммунитетом до тех пор, пока осуществляет суверенные функции, если же государство осуществляет действия коммерческого характера (заключение внешнеторговых сделок, концессионных и иных соглашений и т.д.), то оно не пользуется иммунитетом.

Необходимо также отметить, что судебный иммунитет не распространяется на случаи предъявления встречного иска, если от имени иностранного государства предъявляется иск в суд другого государства по частноправовому спору.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: