О сущности «свертывания»

Термин «свертывание» имеет широкое распространение в различных областях знания — философии, математической теории информации, физике, лингвистике, информатике, библиографоведении и др. Во многих из этих областей он нередко имеет различное значение, но во всех случаях обозначает ограничение, уменьшение определенных объектов или величин, выделение и концентрацию каких-то признаков, свойств.

В науке со «свертками» мы сталкиваемся постоянно, в качестве их выступают законы, теоремы, постулаты, положения, формулы и тому подобные «сгустки» знаний, концентрирующие в себе наиболее существенное, необходимое, являющиеся результатом обобщения, «свертывания» подчас огромного фактического материала. С другой стороны, доказательство тех или иных положений, выведение следствий, интерпретация данных и т. п. есть процедура развертывания информации, содержащейся в этих «сгустках».

Резонно при этом предположить, что свертывание в науке является отражением процессов и явлений, наблюдаемых в самой природе, обществе, мышлении (например, ассимиляция и диссимиляция, соединение атомов и их диссоциация, анализ и синтез). По-видимому, вся эволюция есть не что иное, как последовательное чередование свертывания и развертывания. И действительно, развитие фенотипа особи есть по сути дела процесс развертывания ее генотипа (развертывание генетической информации, заложенной в генотипе). Более того, если придерживаться гипотезы о развитии Вселенной 'из состояния «сингулярности», то весь наш мир развивается по «закону» свертывания-развертывания в результате «заложенной» в основу мироздания информации.

Одним из первых, как нам известно, ввел в научный обиход термины «свертывание» и «развертывание» Николай Кузанский (1401—1464),3 который понимал, в частности, под научным свертыванием операцию получения «содержательно насыщенного» знания. Однако к трактовке этих понятий Николай Кузанский подходил более широко, разъясняя их при помощи математики. Абсолютное единство он уподобляет точке, последовательные развертывания которой образуют линии, поверхности, объемы. Точка, таким образом, содержит в себе в свернутом виде все формы видимого мира, присутствуя в каждой из них: «Точка... так свертывает в себе линию, как и линия развертывает точку... линия развертывает то, что свернуто в точке» [102, с. 422]. Подобно тому как в числе развертывается единство, продолжает Николай Кузанский, так в движении развертывается покой, во времени — вечность, в сложности — простота, во времени — настоящее, и величине — точка, в неравенстве — равенство, в различии — тождество и т. д. Из приведенного следует, что в чем другом, нов отсутствии диалектического взгляда на мир Николаю из Кузы отказать нельзя. Однако для нас важным является другое — его мысль о том, что свертывание не просто уменьшение объема, а устранение несущественного и оставление всего того, что потенциально позволяет произвести (осуществить) развертывание. (В сфере информационных коммуникаций с проблемой свертывания человечество столкнулось на самых ранних этапах своей цивилизации, когда впервые задумалось над тем, как коротко и ясно, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно», выражать свои мысли. Когда еще в III в. до нашей эры в Древней Элладе появились первые риторские школы, одной из важнейших задач этих школ было по сути дела решение проблемы свертывания информации. Один из крупнейших теоретиков античной риторики Марк Тулий Цицерон писал: «Какой способ речи может быть лучше, чем... говорить ясно, красиво, всегда в согласии и соответствии с предметом обсуждения».4 Сегодня мы добавили бы: на оптимальном уровне свертывания. Потому что в принципе, как указывалось нами в [14], рациональное «общение возможно лишь на оптимальном уровне свертывания»: ниже этого уровня (при излишнем свертывании) сообщение становится непонятным потребителю информации, при превышении этого уровня (излишней развернутости) — «скучным», тривиальным, в результате чего степень восприятия сообщения снижается. Это, кстати, еще раз обращает наше внимание на то, что о свертывании можно говорить, лишь подразумевая одновременно и операцию развертывания: определяя уровень свертывания (допустим, текста), мы в то же время устанавливаем и меру его развертывания.5

Свертывание и развертывание (подобно тому как анализ и синтез, индукция и дедукция — в познании) есть два противоположно поправленных, но неразрывно связанных друг с другом процесса, обеспечивающих необходимую информативность сообщений. Следует только иметь в виду, что многообразие свернутых текстов не эквивалентно многообразию, полученному в результате развертывания: первое всегда ограниченно, второе практически безгранично.

Неразрывная связь между свертыванием и развертыванием обусловлена характером развития языка, действием в нем противоположно направленных сил. Первые стремятся обеспечить надежность канала коммуникации за счет повышения избыточности речи (путем перефразировок, внесения уточнений, аргументации) либо «создать стилистический эффект» [63], вторые направлены на экономию языковых средств. Дж. Ципф (цит. по: [139, с. 132]) на основе обработки огромного статистического материала показал, что язык (как и многие другие аспекты человеческой деятельности) подчиняется одному простому общему закону — «принципу наименьшего усилия». Отсюда стремление к речевым штампам, аббревиатурам, метафоричности, эллипсности, «терминологичности» и другим разновидностям лексического свертывания, в том числе и перевод содержания в иную знаковую систему (применение формул, схем, графиков и другой специальной символики).6

В области формальных способов научных коммуникаций проблема свертывания возникла также весьма давно — с появлением первых организованных хранилищ памятников письменности (библиотек и архивов), и связано это было со стремлением изыскать наиболее адекватные формы отражения состава фондов и содержания хранимых в них источников информации в некотором «поисковом аппарате» (от списков литературы на шумерской глиняной плитке и «Таблиц» Каллимаха до современных автоматизированных банков данных). Несмотря на более чем двухтысячелетнюю историю, задача отражения (раскрытия) содержания как организованных массивов информации, так и отдельного документа не только не потеряла статуса проблемы, но и приобрела особую остроту, став ведущим направлением в общей проблематике теории научных коммуникаций.

В современной литературе проблема свертывания информации представлена достаточно широко. Так, только в одном библиографическом указателе литературы, изданном в 1975 г. ГПНТБ СО АН СССР, «Теория и практика сжатия литературы (1965— 1975)» насчитывается 1091 название. Во многих из этих источников, а также и в другой литературе по вопросам информатики, лингвистики, науковедения, теории познания и др. часто для обозначения одной и той же сущности применяется не только термин «свертывание» информации, но и «сжатие», «компрессия», «конденсация», «кумуляция», «уплотнение», «минимизация», «упрощение» и т. п. С другой стороны, в это понятие (и его синонимичные ва­рианты) вкладывается нередко совершенно иное содержание. Все это создает значительные трудности при восприятии и интерпретации материалов, что уже само по себе усложняет и так далеко не простую проблему свертывания информации.

В этой связи становится целесообразным рассмотреть перечиленные термины в трактовке некоторых авторов, с тем чтобы более четко очертить контуры понятия, являющегося предметом нашего исследования.

В. В. Косолапов [70] рассматривает понятия «свертывание» и «уплотнение» информации (и «сжатие») в одном синонимичном ряду, понимая под ними создание форм научного знания (объяснение, общее понятие, гипотеза, научная теория), обладающих большей информационной емкостью: «Проблема уплотнения и свертывания информации, повышения информационной емкости исходных оснований научной картины мира весьма актуальна в современной науке. История развития научных концепций свидетельствует, что уплотнение информации прямо пропорционально темпам развития научных знаний. Поэтому можно заключить, что для развития научной информации характерна не только тенденция интенсивного увеличения ее количества, но также и столь же быстрое относительное уменьшение этого количества путем повышения информационной емкости информационных сведений... Уплотнение и свертывание информации — не механическая процедура, а творческий процесс преобразования информационных сведений, конструирование исследователем информации, обладающей принципиальной новизной» [70, с. 137].

Нетрудно видеть, что в данной трактовке понятие «свертывание информации» (как и «уплотнение», и «сжатие») выведены Косолаповым за рамки понимаемой нами сферы информационного обслуживания.

А. К. Сухотин [129] различает явления уплотнения (концентрации) знаний и минимизации знаний (в качестве основных направлений, обеспечивающих повышение емкости знания). Первое (уплотнение) — путем преобразования самого содержания знания как следствие углубления его в связи с открытием новых инвариантов, единств, общих свойств, т. е. истин более глубокого уровня, обобщающих в себе истины частного характера; второе (минимизация) — путем преобразования языка, дающего экономию знаковых средств; содержание при этом остается неизменным. Сухотиным в минимизации знаний выделяются три направления: минимизация (или упрощение) «алфавита» (исходных знаков), кодирование (или метод шифра) и стилизация (подробнее см.: [129, с. 144—159]). Все они преследуют цель — экономию не мысли (как в случае уплотнения), а знаковых средств для выраже­ния мысли. Таким образом, применяемое Сухотиным понятие «уплотнение знаний» примерно аналогично «свертыванию и уплотнению информации» по Косолапову, а «минимизация знаний» пересекается в известной степени с приведенным в начале данной главы нашим предварительным толкованием свертывания информации.

Термин «упрощение знания» рассматривается А. И. Уемовым и др. [132] как мера компенсации все возрастающей сложности знания в экстенсиональном и интенсиональном аспектах. Экстенсиональные виды упрощения, назовем их количественными, достигаются путем сокращения числа элементов упрощающей системы (например, посредством «элиминации», т. е. отбрасывания части элементов системы, либо гомоморфной редукции, при которой сокращенные элементы не исчезают из системы, а функционируют через другие, вновь образованные элементы). Интенсиональные виды упрощения осуществляются не только за счет количествен­ного изменения системы, но и преобразования ее качественных особенностей. Один из таких способов упрощения авторы именуют деиерархизацией субстрата, при котором достигается снижение уровня иерархии элементов. Одним из способов деиерархизации субстрата сложных систем является широко известный метод «черного ящика», когда внутренняя структура системы рассматривается нерасчлененной и о ее функциях судят по реакциям на внешние воздействия.

Таким образом, понятие «упрощение знания» в интенсиональном аспекте относится преимущественно к структуре самой науки (знания), что, как мы уже сказали выше, выходит за рамки непосредственных наших интересов. Экстенсиональные виды упрощения, например «элиминация», затрагивают также и язык науки. Упрощение как средство понижения избыточности естественного языка, являющегося основным средством передачи информации, может предусматривать как поиск более простой знаковой формы (перекоди­рование), так и минимизацию существующей системы (например, в процессе обучения).

Попутно заметим, что авторы [132] не согласны с той точкой зрения [70 и 129], что рост сложности знания сопровождается стихийным процессом его упрощения. Они считают, что «темпы роста количества и сложности информации во многих областях науки значительно превышают темпы роста и совершенствования средств борьбы со сложностью» [132, с. 7]. Необходимость в упрощении, указывают авторы, возникает прежде всего из практических задач освоения и использования накопленного научного материала. А поскольку в ближайшем будущем авторы не предвидят революции в способах восприятия и обработки человеком научных знаний, которая смогла бы отодвинуть «барьер сложности» или даже ликвидировать его, выход, по их мнению, в нахождении методов борьбы со сложностью знания и решении проблемы опти­мизации информационных процессов.

Понятие «кумулятивность» информации в [95] трактуется как свойство уменьшения ее объема со временем путем более краткого, обобщенного изложения. «Со временем все второстепенное, частное (в системе научного знания, — Д. Б.) отсеивается, а главное, основное получает простое и краткое выражение» (с. 89). Нетрудно видеть, что в [95] понятие кумулятивности связано с явлением «упрощения знания» [70] и как частный его случай — с явлением «уплотнения знания» [129]: в процессе развития науки некоторые элементы активного фонда науки (суммы знания) в результате их качественного преобразования (появления положений более глубокого, обобщающего характера) переходят в пассивный фонд (массу знания). «Часто то, — указывается в [95], — на изложение чего 100 лет назад требовался целый курс лекций, теперь можно объяснить за несколько минут при помощи двух-трех написанных на доске формул» (с. 89).

С трактуемым так свойством кумулятивности авторы [95] связывают и явление концентрации информации во времени, «т. е. переход научного знания ко все более высоким уровням абстракции» (с. 90).

Нам представляется, что концентрация в таком понимании является частным случаем уплотнения знаний.

Думается, что то явление в системе знаний, которое авторами [95] квалифицируется как кумуляция и концентрация, полностью охватывается таким понятием, как «уплотнение» (которое имплицитно включает в себя и минимизацию знаний) в трактовке [129].

Нами в данной работе понятие «кумуляция» рассматривается в связи с кумулятивными свойствами различных видов документов, расположенных «снизу вверх» по типологической цепочке: от документов, фиксирующих результаты лабораторных экспериментов, к научно-техническому отчету, статьям (также различных видов), обзорам, монографиям, учебникам, справочникам. В каждом последующем звене этой цепочки одна и та же информация, рожденная на этапе исследовательской деятельности, представляется в более уплотненном, свернутом виде. В каждый последующий документ включается не вся, созданная на этапе исследования информация, а только наиболее важная, актуальная, «отстоявшаяся», наиболее релевантная читательскому назначению подготавливаемого документа. По этой причине степень кумуляции информации, например, в статье выше, чем в отчете, в обзоре выше, чем в статье, и т. д. Таким образом, наше понимание явления кумуляции информации пересекается с такими явлениями, как уплотнение знаний и свертывание информации: что-то из полученной в результате исследовательской деятельности при «изучении и создании» научно-технического объекта информации еще на этапе «жизни» данного объекта переходит в «массу знаний» (как второстепенное, утратившее значение, не выдержавшее проверки временем), что-то обобщается и опускается на чисто речевом уровне.

Такой примерно характер носит и кумуляция документального потока в случае, например, включения ее в реферативный журнал, обзоры.

Иногда в литературе встречаются понятия «компрессия информации», «смысловая компрессия», «синтаксическая компрессия» чаще всего примерно в нашем понимании термина «свертывание» или как его частный случай. Так, в [107, с. 15] указывается: «Особенности переформулировки при конспектировании требуют максимальной компрессии, т. о. такого сжатия речи, при котором в ней сохраняется только то, что необходимо для данной задачи общения» (курсив наш, — Д. Б.). В понятие «смысловая компрессия» [86] вкладывается смысловая неполнота отдельного предложения (в понимании И. И. Ревзина [112]) текста, его эллипсность, компенсируемая в рамках только всего текста. Под «синтаксической компрессией» [93, 89, 66] понимают увеличение количества информации па одну единицу плана выражения за счет использования сжатых, имплицитных конструкций на месте развернутых, эксплицитных. При этом считается, что компрессия — результат общей тенденции к устранению избыточности в языке вообще, т. е. к сжатию текста без потери информации, — характерное свойство научно-технической литературы. • Нам представляется, что в приведенных выше случаях речь идет о различных видах свертывания — семантическом и лексическом (см. ниже). Кроме того, заменять «свертывание» понятиями «компрессия», «сжатие» не очень удачно уже потому, что антонимами их будут слова «декомпрессия» и «разжатие», а это не то же самое, что «развертывание» (последнее для нас существенно).

Ограничимся перечислением дефиниций, «пересекающихся» с нашим предварительным пониманием термина «свертывание информации». Подробный их обзор не входит в задачу данного исследования. Приведенного достаточно, чтобы прийти к выводу, что в этой сфере имеет место изрядный терминологический «колтун», поэтому есть необходимость во избежание в последующем недоразумений более четко определить, «что есть что».

Действительно, в развитии знания как системы наблюдается, по мнению многих специалистов, тенденция не только к увеличению его количества, но и к относительному уменьшению этого количества за счет повышения информационной емкости научных сведений (обсуждение вопроса, насколько эти противоположно направленные процессы (тенденции) уравновешивают друг друга, выходит за рамки нашей задачи). Это явление в развитии знания будем в дальнейшем называть (в соответствии с [129]) уплотнением знания.

Уплотнение знаний связано с качественной стороной роста количества информации (знаний), т. е. с увеличением ее концептуального фонда за счет интенсивного пути развития науки, в отличие от количественной стороны этого роста, обусловливающей увеличение фактуального фонда информации (знаний), что характерно для экстенсивного пути развития науки.

Уплотнение знаний, таким образом, можно трактовать как научное свертывание, приводящее к порождению новых семантических единиц (элементов знания) — понятий, теорий, законов, принципов и др. — и «экспликации» (в случае развертывания) этих семантических единиц, полученных в одной какой-либо области знания, на другие области.

Для развития знания характерен процесс не только роста объемов фактуального и концептуального фондов, но и их уменьшения за счет действия так называемого логико-критического механизма развития науки, обеспечивающего устранение недостоверных фактов и ошибочных концепций. Чаще всего формой функционирования такого логико-критического механизма служит критическая деятельность в форме рецензий, критических статей, аналитических обзоров, научных дискуссий и пр. Наблюдаемое при этом уменьшение объема активного фонда науки, по [129], понимается нами как конденсация знаний.

Если явление уплотнения знаний развивается преимущественно в недрах системы знаний и лишь опосредованно затрагивает процессы, присущие системе научных коммуникаций, то конденсация знаний в значительной своей части протекает в русле последней системы и составляет собой основу процессов, обеспечивающих функционирование концептографического информационного обслуживания (см. гл. 4).

1.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ СВЕРТЫВАНИЕ

Для сферы общения (информационных коммуникаций), в качестве основного средства которой выступает естественный язык, характерны, как уже указывалось, две тенденции — стремление к избыточности (развертыванию), обеспечивающей надежность связи, надежность восприятия сообщений, и стремление к недостаточности, экономии речевых средств (свертыванию), обеспечивающей, в терминах теории связи, повышение «пропускной способности» информационных каналов.

Процессам порождения и восприятия сообщений свойственны одновременно как свертывание, так и развертывание информации; однако если при порождении сообщений (переходе типа «смысл - текст») ведущей является операция развертывания (от формирования смыслового образа, смыслового представления сообщения на доязыковом уровне до вербализации его на уровне оформления лексико-синтаксической конструкции, фразы), то при восприятии сообщения (переходе типа «текст - смысл»), наоборот, ведущая тенденция — свертывание (от переработки лексических характеристик высказывания и его грамматической структуры в укрупненные «непосредственно составляющие» разного объема до интерпретации сообщения в терминах смыслов, т. е. опять-таки в виде смыслового образа).

Свертывание (развертывание) в сфере информационных коммуникаций рассматривается нами как информационное свертывание, которое сводится к определению и использованию необходимого и достаточного объема (арсенала) речевых средств при описании некоторой (объективной или субъективной) ситуации, обеспечивающих оптимальные условия общения, т. е. понимание сообщения без его избыточности. Можно, видимо, сказать и так: свертывание — это процедура определения уровня необходимой и достаточной информативности сообщения в зависимости от стоящей коммуникативной задачи. При этом свертывание сопровождается уменьшением физического объема сообщения, а развертывание — соответственно его увеличением,

В основе процедуры информационного свертывания лежит психолингвистический механизм обратной связи, который в ука­занной выше многоуровневой цепочке текстопорождения («смысл -> текст») обеспечивает постоянную корреляцию между реальным результатом речевой деятельности и смысловым образом, порож­денным на этапе мотивации этой деятельности. Этот механизм определяет необходимый и достаточный набор лексических средств и синтаксических конструкций, который использует отправитель информации, чтобы обеспечить оптимальные условия коммуника­ции. Однако для того чтобы коррелирующий механизм смог «сработать», отправитель информации должен достаточно четко представлять себе степень организации тезауруса (модель тезау­руса) конкретного или потенциального потребителя информации (или типовой группы таких потребителей). Это знание позволяет отправителю информации определять при формулировании сообщения прежде всего тот необходимый уровень эллипсности, который он может и должен допустить, чтобы быть правильно понятым. Ибо понять (воспринять) сообщение — это значит суметь на основе своего тезауруса компенсировать допущенную в речи отправителя эллипсность, самостоятельно «достроить» смысловой образ отправителя информации, которым он руководствовался при порождении сообщения. Но определение в сообщении меры эллипсности по сути дела и сводится к нахождению необходимого уровня свертывания. Отсюда выражение «обеспечить оптимальные условия общения (коммуникации)» означает порождение сообщений на определенном уровне свертывания с учетом степени организации тезаурусов потенциальных потребителей информации. Введение в данную дефиницию такого элемента, как «модель тезауруса» потребителя, указывает одно из направлений в решении проблемы свертывания, суть которой в общем плане можно сформулировать так: изыскание способов лексико-синтаксического представления смыслового образа объекта коммуникации (способов порождения сообщений), учитывающих особенности и условия восприятия информации определенными группами потребителей (или конкретным потребителем).

Информационное свертывание (развертывание) может быть семантическим и лексическим. Первое связано с изменением информативности 7 сообщения, второе оставляет смысл сообще­ния без изменений, но преобразует его знаковую форму.8 Такое деление несколько условно, поскольку семантическое свертывании сопровождается обычно лексическими преобразованиями; с другой стороны, опущение (сокращение) иногда только одного слова, выступающего в качестве определения, переводит текст на более высокий уровень обобщения: (рекомендательная) библиография — библиография.

Семантическое свертывание в языке — это стихийный процесс терминообразования, в ходе которого возникают понятия более краткие, чем их синонимичные предшественники, например компьютер и электронно-вычислительная машина. Семантическое развертывание в языке выражается в представлении терминов в виде логического произведения некоторых атомарных значений, сем, семантических множителей. Так, к примеру, в качестве сем лексемы трансформатор могут выступать слона устройство, изменение, напряжение.

Иной характер носит семантическое свертывание (развертывание) в речи: 1) с изменением информативности путем обобщении (или, наоборот, деления) понятий и целых смысловых отрезков или опущения (или, наоборот, внесения) некоторых деталей, подробностей, уточнений; 2) с изменением информативности путем перевода в иную систему понятий. В качестве примера случая 1 могут выступать следующие тексты.

Свертывание

Применение суперпозиционных и щелевых перфокарт в научно-технических и медицинских библиотеках Украины и Белоруссии.

Применение ручных перфокарт в специальных библиотеках ряда союзных1 республик.

Примерами высокого уровня обобщения больших фрагментов текстов могут служить заголовки и подзаголовки в документах, фразы в аннотациях, тезисы к докладам и пр.

Развертывание

Синильная кислота — это яд; синильная кислота — это сильный яд, которым вызывает во рту ощущение теплоты; синильная кислота, открытая ми второй половине XVIII в. шведским ученым Шееле, — это сильный яд, представляющий собой бесцветную жидкость с резким запахом и неприятным вкусом, вызывающим во рту ощущение теплоты, и т. д. (Пример из [95]).

К семантическому развертыванию можно отнести также случаи интерпретации сообщений (пример из экспресс-информации руководству научно-производственного объединения):

...Начиная со второго квартала 19.. года фирма N резко сократила затраты на покупку вакуумного оборудования для производства тонкопленочных интегральных схем. (Из зарубежного научно-технического журнала).

Комментарий референта: «Считаю, что эти действии фирмы связаны с переходом ее на преимущественный выпуск интегральных схем по толстопленочной технологии».

Случай 2 можно проиллюстрировать следующим примером:

Синонимы — слова, отличающиеся друг от друга звуковой формой, стилистической окраской, но совпадающие, сходные или очень близкие по значению, выражающие одно и то же понятие.

Синонимы — разные знаки, имеющие общий денотат.

При лексическом свертывании производится преобразование знаковой формы сообщения при сохранении его информативности.9 В. П. Кобков [60, 61, 63] различает три способа лексического свертывания («с сохранением информации в полном объеме»): 1) опущение, при котором то или иное место в предложении, предназначенное для определенных повторяющихся или не повторяющихся в тексте языковых единиц, остается пустым, но может быть заполнено этими единицами благодаря опоре на сохраняющиеся в предложении элементы (пример: В котором часу ты придешь? — В седьмом); 2) совмещение, при котором два или несколько предложений, некоторые элементы которых тождественны, накладываются друг на друга, образуя сокращенную конструкцию, где тождественный компонент употреблен только однажды, но сохраняет самостоятельные связи с нетождественными частями совмещенных предложений; 3) з а м е щ е н и е, при котором повторяющийся или неповторяющийся отрезок текста замещается другим, более кратким, с сохранением в последнем необходимого уровня смысла первого (например, замена местоимением слова или выражения, применение более кратких синонимичных вариантов).

К перечисленным видам лексического свертывания можно добавить также применение аббревиатур, условных сокращений, перевод в иную знаковую систему (употребление формул, графиков, кодов и т. п.). Возможно, в качестве одной из форм лексического свертывания можно рассматривать употребление метафор. Например: Трудно даже перечислить все затронутые в книге вопросы: читатель как бы попадает па интеллектуальный пир, откуда он не уйдет голодным, хотя некоторые блюда ему, может быть, не придутся по вкусу (М. В. Арапов).

Перечисленные выше разновидности свертываний можно представить в виде схемы.

В заключение хотелось бы обратить внимание на одну принципиальную особенность информационного свертывания. В общем случае оно направлено на экономию смысла и языковых средств (в данном акте коммуникации), но при этом, как правильно подчеркнула В. П. Павлова [107], в процессе свертывания не просто сокращается текст, а именно «сворачивается», причем так, чтобы иметь возможность затем вновь его развернуть на основе сохраненных «смысловых вех», «смысловых опорных пунктов», «следов». Это особенно наглядно проявляется при составлении индивидуального конспекта (мы записываем обычно то, что позволяет нам впоследствии восстановить мысленно конспектируемый текст), но это также характерно и для «хорошего» реферирования, аннотирования и т. п.: содержащаяся во вторичном документе информация должна позволить потенциальному потребителю информации (или группе, на которую он рассчитан) столько развернуть10 в своем тезаурусе информацию, чтобы принять на этой основе определенное решение. Отсюда качество свертывания во многом определяется тем, насколько оно богато потенциальными возможностями дальнейшего развертывания.

И наконец, следует остановиться на понятиях «свертывание информации» и «свертывание документа». В литературе они зачастую не различаются, хотя они и не синонимичны. В случае свертывания (развертывания) информации мы имеем дело с текстом, сообщением, не ограничиваемым рамками определенно документа. Мы преобразуем текст тем или иным способом с целью уменьшения (или увеличения) его физического объема с оставлением в нем необходимых «смысловых вех», «следов» (без полной элиминации смысловых фрагментов). При свертывании (развертывании) документа мы получаем новый документ (в общем случае вторичный). Операция «свертывание информации» при этом: может быть не единственной операцией аналитико-синтетической переработки документа наряду с дословным извлечением (или опущением), сокращением либо, наоборот, добавлением фраз или фрагментов, изменением логической структуры документа и др. Так, например, при свертывании документа из него могут быть извлечены отдельные фрагменты на «нулевом» уровне свертывания информации. Нулевой уровень свертывания документа, видимо, невозможен (если не считать перевод документа, т. е. преобразование его в иную знаковую систему).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: