Глава 5

«ДОВОДКА» ТЕКСТА РЕЧИ ПОД ОРАТОРА И ПОДГОТОВКА ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ВАРИАНТА

После написания первого варианта речи желательно встретиться с оратором, чтобы он прочитал ее вслух и высказал свои замечания и по­желания. Спичрайтер вносит в текст исправления, предложенные ора­тором, и сам предлагает что-либо изменить, если речь звучит неесте­ственно или сложно воспринимается на слух. Если при чтении текста оратору трудно произнести какое-то слово, это слово лучше заменить. Если оратор неправильно делает паузы и логические ударения, их луч­ше отметить в тексте и уделить больше внимания репетициям.

Чем больше будет репетиций, тем лучше. Можно записать репети­цию на видео, разобрать с оратором и внимательно просмотреть на пред­мет недочетов. Видео позволяет зафиксировать те шероховатости, кото­рые сложно отследить и запомнить во время прочтения речи. Конечно, это идеальная ситуация. В действительности у оратора может не быть времени на репетиции и тем более на разбор видеозаписи вместе со спичрайтером. Минимальное условие, без которого крайне сложно под­готовить эффективную речь для другого человека, заключается в том, чтобы оратор хотя бы просмотрел текст речи и внес свою правку или сделал замечания.

После каждой репетиции и каждых новых замечаний оратора текст речи редактируется. Спичрайтеру нужно быть готовым к тому, чтобы переписать текст несколько раз, как бы ему ни нравился первоначаль­ный вариант.

Даже если спичрайтер четко выполняет пожелания оратора, выска­занные во время установочного интервью, увидев текст, оратор может изменить свое мнение о том, какой должна быть речь, и предложить дру-


гой вариант. «Они смотрят на нее... и только тогда концентрируют внима­ние на речи. Физические ощущения от того, что они держат текст в ру­ках и читают его своими глазами, приводят к наступлению момента, когда они решают, чего же все-таки хотят» [31]. К сожалению, спичрай­тер должен быть готов к этому и должен уметь понять, принять и вопло­тить новые требования оратора.

Другая проблема состоит в том, что, если спичрайтер тонко почув­ствовал и искусно воплотил стиль мысли и речи и другие индивидуаль­ные особенности оратора, заказчик может быть разочарован. «Почему? Потому что это похоже на то, как он говорит сам! Он хотел говорить лучше... На самом деле, он хотел говорить, как кто-то другой, и думал, что ваша задача заключалась в том, чтобы сделать его кем-то другим! Он думает, вы ничего не делали! Он думает, вы просто записали то, что он вам сказал! И поэтому он разочарован» [31]. В этом случае можно по­пробовать переубедить оратора, объяснить ему, например, какую модель речевого имиджа вы хотели воплотить в речи и насколько эта модель соответствует личности оратора, объяснить преимущества естественной речи, когда создается ощущение, что оратор говорит «от себя», без по­мощи спичрайтеров. Если оратор все-таки настаивает на том, чтобы речь была улучшена, спичрайтеру придется ее переписать.

Если оратор занимает высокий пост, в работу спичрайтера вмеши­ваются многочисленные помощники руководителя и юристы организа­ции. С этим тоже, к сожалению, приходится смириться. Помощники и юристы считают своим долгом вычеркнуть из текста речи все, что мо­жет вызвать проблемы. Пытаясь предотвратить неприятности, они вы­нуждают спичрайтера отказаться от самых ярких фраз [31]. Лучший спо­соб бороться с необоснованной правкой и не допускать обезличивания речи — заручиться поддержкой руководителя, для которого пишется речь, и при необходимости использовать его авторитет для защиты сво­ей позиции.

Наконец, текст речи готов. Теперь нужно определить, как этот текст будет представлен аудитории: прочтет ли оратор его целиком или воспользуется карточками с основными идеями, цифрами, именами и цитатами. Карточки хороши для опытных ораторов: они дают больше свободы, больше возможности сделать речь естественной.

Если оратор во время выступления хочет иметь перед собой полный текст речи, можно воспользоваться рекомендациями Джеймса Хьюмза:

1) печатать речь не сплошным текстом, а короткими строками, за­
канчивающимися в том месте, где должна быть пауза (строки не долж­
ны заканчиваться на предлогах и союзах, единая логическая группа дол­
жна быть целиком на одной строке);

2) тренировать оратора читать речь следующим образом: посмотреть
на строку и запомнить ее (можно запомнить сразу несколько строк),

поднять глаза на аудиторию и сделать паузу, произнести эту строку, за­тем снова опустить глаза на текст, чтобы ухватить следующую строку, и т.д. Этому принципу следовали такие известные ораторы, как У. Чер­чилль, Ф. Рузвельт и Р. Рейган. Главное правило — «никогда не произ­носите слов, опустив глаза в текст», «вы должны смотреть на слушаю­щих, когда говорите с ними» [30].

Если напечатать начало инаугурационной речи В. В. Путина 7 мая 2000 г. [53] в соответствии с этими рекомендациями, оно будет выгля­деть так:

«Уважаемые граждане России!

Дорогие друзья!

Сегодня я обращаюсь к вам.

Именно к вам,

потому что вы доверили мне

высший государственный пост в стране.

Я понимаю, что взял на себя

огромную ответственность.

И знаю —

в России глава государства

всегда был и будет человеком,

который отвечает за все.

За все, что происходит в стране.

Первый Президент России, Борис Николаевич Ельцин,

покидая Кремль

(сегодня он вспомнил об этом),

произнес слова, которые многим запомнились.

Он сказал и сегодня повторил в этом зале:

«Берегите Россию».

Именно в этом

я вижу свою главную президентскую обязанность.

Исполнения этого долга

буду требовать и от своих соратников по работе, по службе.

Я также рассчитываю найти

в этом патриотическом деле

помощь сограждан России.

Всех, кому дорога судьба

нашего Отечества.

Сегодня хочу поблагодарить и моих сторонников —

всех тех, кто проголосовал за меня на выборах.

Вы поддержали

те первые шаги, которые были уже сделаны.

Вы поверили, что вместе

мы сможем изменить нашу жизнь к лучшему.

Я глубоко признателен вам за это.

Но я понимаю, что ваша поддержка —

это только аванс.

Власти в целом

и, разумеется, мне,

вступающему сегодня

в должность Президента страны».

Кроме подготовки текста речи, нужно позаботиться о визуальных средствах, которые будут сопровождать выступление: слайдах PowerPoint, схемах, таблицах или рисунках, показываемых при помощи проектора, предметах, которые уместно продемонстрировать во время речи. Визу­альные средства помогают представить идеи более наглядно, но слай­ды, рисунки и предметы должны использоваться умеренно, чтобы не отвлекать внимание от оратора и сути его речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: