Точка съемки определяется положением фотоаппарата по отношению к снимаемому объекту. Это особое изобразительное средство, позволяющее получить эффектное изображение рекламируемого объекта. Точка съемки в некоторых случаях — решающее средство для получения композиционно грамотного кадра. При изменении точки съемки объекты меняют свое взаиморасположение в кадре, и тем самым меняется композиционное решение. С помощью разных точек съемки можно, например, получить как уравновешенное, так и неуравновешенное изображение, подчеркнуть какую-то важную деталь. Но есть такие точки съемки, которых надо избегать. Например, если молодой лысоватый профессор рекламирует открывающийся факультет вуза. Фотография с верхней точки даст ярко выраженную лысину и может оттолкнуть абитуриентов по понятной причине — никто раньше времени облысеть не хочет. Если фотоаппарат будет при съемке находиться на уровне груди, то залысины выше лба только подчеркнут мудрость профессора. С помощью точки съемки можно скрыть искривление переносицы у известного боксера, рекламирующего спортивную одежду, или некрасивую родинку на лице.
|
|
В фотографии существует понятие «оверлепинг». Это прием, с помощью которого предметом, находящимся на переднем плане, закрывается что-то нежелательное на заднем плане. Довольно часто в телевидении встречаются кадры, где у врача, рекламирующего лекарство, над плечом видна электрическая розетка, совсем не украшающая кадр. А розетку вполне можно скрыть фигурой доктора с помощью правильно выбранной точки съемки.
Часто в рекламе попадаются снимки с такой точкой съемки, которая кроме недоумения ничего не вызывает. Эти точки съемки наглядно показывают уровень сомнительного эстетического вкуса автора снимка и художника, использовавшего снимок в рекламе (рис. 209). Кроме того, совершенно непонятно, что собственно рекламируется в этом кадре: сапоги, колготки, сомнительный по эстетике макияж или дамская сумочка в виде черного грязного пятна. И еще об этой иллюстрации — классическая композиционная школа не позволяет «отрезать» в кадре стопы ног, кисти рук человека, уши и хвосты животных.
Ракурс
Очень часто это слово используется не в том значении, которое заложено в нем семантически. Говорят: «Ах, какой интересный ракурс!» Это совершенно неправильно. На самом деле происходит подмена одного понятия другими, понятие «точка съемки» заменяется понятием «ракурс». Ракурс (фр. raccooursir — сокращение) — изображение объекта в перспективе с сильным сокращением удаленных от зрителя частей, то есть сокращение линейных размеров изображенного объекта.
|
|
Для получения снимка с определенным ракурсом можно использовать при съемке верхнюю, нижнюю или боковую точки съемки по отношению к снимаемому объекту. Могут применяться коротко- и длиннофокусные объективы для съемки рекламируемых объектов с перечисленных точек съемки и линейным сокращением размеров.
Поэтому само по себе сокращение линейных размеров не может быть «интересным», так как это всего лишь одно из изобразительных средств. Хотя многозначность языка велика и язык постоянно меняется*.
На рис. 210 представлена реклама ручек, и, для того чтобы сократить размеры площади изображения, ручки сфотографированы с использованием ракурса.
Рекламируемое на рис. 211 устройство сфотографировано с верхней точки для лучшей компоновки кадра, это не нарушает закона целостности (см. «Законы композиции»).
Дети на рис. 212 сфотографированы с нижней точки для уменьшения их роста на изображении и создания большего количества «воздуха» в рекламе.
На рис. 213 представлена реклама легкового автомобиля. Если снимать машину сбоку, то на его изображение потребуется значительно больше места. Поэтому такая съемка с применением нормального (штатного) объектива позволила сократить линейные размеры, сделать кадр компактным и уменьшить площадь рекламного объявления.
Полиграфические многокрасочные машины достаточно длинные. Особенно если в них много секций, на которых печатается многокрасочная продукция. Для сокращения размеров картинки в рекламе при съемке таких машин всегда используют ракурс (рис. 214).
Удачный кадр в рекламе «Судоимпорта», снятый с нижней точки и в нужный момент для того, чтобы сократить длину судна (рис. 215).
На этом заканчивается перечисление изобразительных средств, используемых в композиционном построении рекламных объявлений при фотографировании. Однако встречается довольно много рисованной рекламы, и многие изобразительные средства живописи и графики также используются при создании рекламы. Одно из специфических изобразительных средств графики — линия.
Линия
Здесь имеются в виду: линия, которая подчеркивает художественную форму, и линии, которые подразумеваются или присутствуют в графике изображения.
Рассмотрим несколько из возможных вариантов использования линий в изображении.
Толщина линий. Художники испокон веку использовали разную толщину линии для подчеркивания какой-то детали в рисунке. Чаще всего разная толщина линии применяется в рекламе при изображении тканей.
На рис. 216 для подчеркивания изящества женских ног платье для контраста изображено жирными линиями, а ноги — тонкими.
Лаконичность рекламы штор с использованием разной толщины линий представлена на рис. 217.
На рис. 218 показан пример, где с помощью компьютерной графики воспроизведены одинаковой толщины линии на рисунке.
Разделение цветов линией. В штриховом (без полутонов) рисунке для разделения красок используется линия. На рис. 219 красный цвет отделен от желтого и белого черной линией.
Голубой и белый цвета на рисунке головы с наушниками (рис. 220) также разделен линией разной толщины для большего контраста.
Линия, объединяющая изображенные объекты или акцентирующая внимание зрителя на чем-либо. Такая линия используется для акцентирования внимания на СВКЦ. На рис. 221 представлена линия, объединяющая изображение магнитной пленки, которая меняла свое название, а также годы, когда это происходило. Кроме этого, здесь применяется закон контрастов — на синем фоне красная линия в виде стрелы.
Прерывистые линии. Прерывистые линии, представленные на рис. 222, с помощью особого художественного приема можно использовать в качестве чередующихся элементов. Прерывистым линиям довольно часто отдают предпочтение в рекламе, особенно при подготовке рекламного объявления на компьютере.
|
|
На этом мы заканчиваем рассмотрение общих изобразительных средств, которые наиболее часто встречаются в рекламных объявлениях. Но это не означает, что художники не обращаются к другим изобразительным средствам, которых в авторской практике может быть довольно много.
Далее отметим некоторые особенности подготовки рекламного объявления.