Уровень | Характеристика уровня | Ввсего детей | В% |
Пассивный | Дети испытывают затруднения в установлении контакта друг с другом, не владеют способами воздействия на сверстника с целью внесения русской игрушки в игру. В большинстве случаев выполняют роль наблюдателя за игрой. Игровой опыт беден. Принимать и выполнять роли они не могут, хотя одиночные режиссерские игры имеют место. Обычно манипулируют или развивают несложный сюжет с народной поморской игрушкой, особенно с куклой - и деревянным конем. Данному уровню соответствуют дети первой половины пятого года жизни. | ||
Ситуативный | Данный уровень характерен для большинства детей среднего дошкольного возраста. Дети разделяют предложения и позиции партнеров в игре, применяют для вступления в игру различные способы воздействия на сверстников, доминирующими из которых являются предметно-игровые (народные игрушки) и вербальные. | ||
Достаточный | Дошкольники, относящиеся к данному уровню, вступают в ролевые отношения в совместной игре, ведут ролевой диалог. Партнер воспринимается как носитель ролевой позиции. Смена ролей меняет способы взаимодействия с детьми. Дети проявляют помощь при затруднениях сверстников при выполнении роли. Однако ребенок может увлечься действиями с игрушками как ролевыми атрибутами и «выпасть» из сюжета. |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей среднего дошкольного возраста наблюдается противоречие между желанием совместно играть и незнанием способов игрового взаимодействия, соответствующих сюжету и определяющих место каждого в игре. В силу возраста испытуемые увлекаются действиями с игрушками; представления о способах взаимодействия взрослых, их социальном опыте у них развиты недостаточно.
Анализ восприятия детьми русской игрушки и сформированности игрового взаимодействия детей среднего дошкольного возраста потребовал необходимости выявления содержания и методов работы воспитателей в контексте социализации детей через народную игрушку, 13 испытуемых воспитателей соотнесли с ситуативным (64%) и достаточным (36%) уровнями, характеристика которых представлена ниже (табл. 3).
Таблица 3