double arrow

РЕЗЮМЕ К ОБЗОРУ МОДЕЛЕЙ И ПОЛИТИК ИНВАЛИДНОСТИ

1. В конечном итоге рассмотренные модели - религиозная, медицинская, реабилитационная и экономическая - делают упор на то, что у данного лица лимитировано или отсутствует. Религиозная модель акцентирует внимание на неспособности инвалидов к социальной адаптации по моральным основаниям («божье наказание»), классическая медицинская - на нездоровье, экономическая - на неспособности к экономическому труду, модель функциональной ограниченности (реабилитационная) - на неспособности в широком смысле этого слова. В связи с этим, данные модели инвалидности можно отнести к «старой» парадигме инвалидности, оказавшей воздействие как на определение самой инвалидности и социальное к ней отношение, так и на конструирование национальных концепций социальной политики в области инвалидности. Эти концепции были направлены на то, чтобы создать для инвалидов отдельные социальные ниши, не пытаясь полноценно вписать их в социум, что вело, в свою очередь, к созданию барьеров общения между здоровыми членами общества и инвалидами, поощрению пассивного социально-профессионального поведения инвалидов и снижению их статуса на рынке труда. Политика инвалидности, базирующаяся на основе этих моделей, идентифицируется как «медицинский» подход к инвалидности.

2. Рассмотренные социальные модели инвалидности наглядно демонстрируют процесс постепенного переосмысления идеи инвалидности, отказ от стереотипных подходов, попытку рассмотреть возможности оптимальной адаптации инвалидов к социуму как за счет их собственных усилий и пересмотра собственного отношения к инвалидности, так и за счет пересмотра отношения общества к инвалидности. Политика инвалидности, базирующаяся на основе социальных моделей, идентифицируется как «социальный» подход к инвалидности. 3. Дискуссия о том, как определять инвалидность, является скорее дискуссией о смысловом пространстве, в которое помещают ее:

а) пространство аномалии;

б) пространство, в котором инвалидность – одна из многих индивидуальных моделей стиля жизни.

Соответственно, инвалидность может быть рассмотрена:

- либо как частный случай патологии, отличной от "нормы",

- либо как потенциальный опыт всех людей, так как потенциально у каждого индивида некоторое время могут наблюдаться «аномалии», приводящие к ограничению жизнедеятельности (или инвалидность – как пол и старение – это всеобщий эксперимент, с которым столкнется каждый).

13 апреля 2005 года принят Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», в котором, согласно комментариям Министерства труда и социальной защиты населения РК, обозначен переход от преимущественно медицинской модели социальной защиты инвалидов к медико-социальной. С этим заявлением можно поспорить, но очевидно, что произошло реформирование системы социальной поддержки инвалидов. Однако вместе с тем ясно, что это мало что даст, пока не будет заполнен концептуальный вакуум, сформирована целостная идеология социального государства и политики в отношении социально уязвимых групп населения.

В связи с этим важно понимание и принятие сущности и идеологии медико-социальной модели инвалидности для всего населения республики – необходимо создание условий, способствующих трансформированию общественного сознания от медицинской к медико-социальной модели инвалидности.

Для формирования нового общественного мировоззренческого представления о проблеме инвалидности в контексте перехода к медико-социальной модели, необходимо использовать различные подходы, в частности, потенциал СМИ, - путем создания фильмов, циклов передач, публикаций о международном положительном опыте государств, ориентированных на медико-социальную или социальную модель инвалидности, успешной реализации различных интеграционных технологий по созданию безбарьерной среды для инвалидов в странах с развитой реабилитационной инфраструктурой, по формированию адекватного, позитивного отношения к инвалидам в обществе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: