double arrow
ПОНЯТИЯ «ИНВАЛИД» И «ИНВАЛИДНОСТЬ»

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid - «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». Начиная со времен Петра I такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, - развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

Фиксируя генеральные принципы демократического жизнеустройства гражданского общества в международных документах, Организация Объединенных Наций в 1975 г. приняла Декларацию о правах инвалидов, где сказано, что «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей».




В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как «ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества». Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

В 1971 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах умственно отсталых лиц, где утверждалась необходимость в максимальной степени осуществлять обеспечение прав таких инвалидов; декларировались права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет умственно отсталому лицу развивать свои способности и возможности. Следует отметить особо оговоренное право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень.



Особое значение имеет норма, утверждающая, что в тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.

В 1989 г. Организацией Объединенных Наций был принят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено также право детей с отклонениями в развитии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, что приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

Положения о защите прав инвалидов содержатся также в таких документах, как Декларация социального прогресса и развития, Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психической помощии т. п.

Международный год инвалидов (1981) ознаменовался принятием Всемирной программы действий в отношении инвалидов; это первый документ, в котором сформулированы принципы отношения к инвалидам. Большое значение в этом и последующих документах придается подготовке персонала - подготовке кадров в таких областях, как социальная помощь, общественное здравоохранение, медицинское обслуживание, образование и восстановление профессиональной трудоспособности инвалидов. Затем было провозглашено Десятилетие инвалидов Организации Объединенных Наций (1983-1992). Проведенный дважды (1987, 1992) мониторинг показал, что, несмотря на все усилия, инвалиды так и не получили равных возможностей, а во многих странах остаются изолированными от общества. Организация Объединенных Наций обратилась с призывом начать глобальный процесс «выравнивания возможностей» инвалидов. Она предложила администрациям крупных и небольших городов по всему миру обеспечить строительство таких внешне простых, но крайне необходимых очевидных устройств, как пандусы и зубчатые ограждения вдоль дорог.

Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.93 г. (Резолюция 48/96), согласно которым РЕАБИЛИТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ КОНЦЕПЦИЕЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ИНВАЛИДОВ.

Идеология Правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Всего таких правил 22.

Правило 1 - углубление понимания проблем - предусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прав и возможностей. Повышение самообеспечения и расширение прав позволит инвалидам воспользоваться предоставленными им возможностями. Углубление понимания проблем должно стать важной частью образовательных программ для детей-инвалидов и программ реабилитации. Инвалиды могли бы оказывать помощь в углублении понимания проблемы в рамках мероприятий своих собственных организаций.

Правило 2 - медицинское обслуживание - предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения дефектов. К осуществлению этих программ привлекаются дисциплинарные группы специалистов, что позволит предупреждать и сокращать масштабы инвалидности или устранять ее последствия. Обеспечить всестороннее участие в таких программах инвалидов и членов их семей на индивидуальной основе, а также организаций инвалидов в процессе системы общего образования. К процессу образования на всех уровнях должны привлекать родительские группы и организации инвалидов.

«Правило 3 - Реабилитация

Государствам следует обеспечить предоставление инвалидам услуг по реабилитации, с тем, чтобы позволить им достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности.

1. Государствам следует разрабатывать национальные программы реабилитации для всех групп инвалидов. В основе таких программ должны лежать фактические потребности инвалидов и принципы всестороннего участия в жизни общества и равноправия.

2. В подобные программы следует включать широкий диапазон мер, в частности базовую подготовку для восстановления или компенсации утраченной функции, консультирование инвалидов и членов их семей, развитие самообеспечения и предоставление, по мере необходимости, таких услуг, как осуществление оценки и предоставление рекомендаций.

3. Все инвалиды, в том числе с высокой степенью инвалидности и / или множественной инвалидностью, нуждающиеся в реабилитации, должны иметь доступ к ней.

4. Инвалиды и их семьи должны иметь возможность участвовать в разработке и осуществлении мер, связанных с их реабилитацией.

5. Все службы реабилитации должны находиться в общинах, в которых проживают инвалиды. Однако в определенных случаях и в конкретных учебных целях могут, если это целесообразно, организовываться специальные временные курсы по реабилитации, при обучении на которых инвалиды будут проживать в соответствующих учреждениях.

6. Следует поощрять участие инвалидов и их семей в работе по реабилитации, например в качестве преподавателей, инструкторов или консультантов.

7. При разработке или оценке программ реабилитации государствам следует использовать опыт организаций инвалидов».

Специальное правило посвящено занятости - государствами признан принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости. Государства должны активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Такая активная поддержка может осуществляться с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установку стимулирующих квот, резервируемое или целевое трудоустройство, предоставление ссуд или субсидий мелким предприятиям, заключение специальных контрактов и предоставление преимущественных прав на производство, налоговые льготы, гарантию соблюдения контрактов или оказания других видов технической или финансовой помощи предприятиям, нанимающим рабочих-инвалидов. Государства должны побуждать нанимателей осуществлять разумные меры для создания инвалидам соответствующих условий, принимать меры для вовлечения инвалидов в разработку программ подготовки кадров и программ занятости в частном и неофициальном секторах.

В соответствии с правилом поддержания доходов и социального обеспечения государства несут ответственность за предоставление социального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов. Государства должны учитывать при оказании помощи издержки, которые часто несут инвалиды и их семьи в результате инвалидности, а также обеспечивать материальную поддержку и социальную защиту лицам, которые взяли на себя заботу об инвалиде. Программы социального обеспечения должны также стимулировать усилия самих инвалидов, направленные на поиск работы, которая приносила бы доход или восстанавливала их доходы.

Стандартными правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Государства должны содействовать тому, чтобы консультативные услуги по вопросам семьи включали соответствующие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь. Семьи, имеющие инвалидов, должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, а также иметь дополнительные возможности для ухода за инвалидами. Государства должны устранять все неоправданные препятствия для лиц, желающих или усыновить ребенка-инвалида, или обеспечить уход взрослому инвалиду.

Специальные правила направлены на выработку стандартов, обеспечивающих вовлечение инвалидов в культурную жизнь и участие в ней на равной основе. Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом. В частности, государства должны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к местам отдыха и занятий спортом, гостиницам, пляжам, спортивным аренам, залам и т. д. Такие меры включают оказание поддержки персоналу, осуществляющему организацию отдыха и занятий спортом, а также проекты, предусматривающие разработку методики доступа и участия в этих мероприятиях инвалидов, обеспечение информации и разработку учебных программ, поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях. В некоторых случаях для такого участия достаточно лишь обеспечить доступ инвалидов к этим мероприятиям. В других случаях необходимо принимать специальные меры или организовывать специальные игры. Государства должны поддерживать участие инвалидов в национальных и международных соревнованиях.

В области религии стандартные правила предполагают поощрение мер, направленных на обеспечение равного участия инвалидов в религиозной жизни их общин.

В области информации и исследований государства обязаны регулярно собирать статистические данные об условиях жизни инвалидов. Сбор таких данных может осуществляться параллельно с проведением национальных переписей населения и обследований домашних хозяйств и, в частности, проводиться в тесном сотрудничестве с университетами, научно-исследовательскими институтами и организациями инвалидов. Эти данные должны включать вопросы о программах, услугах и об их использовании.

Рассматривать вопрос о создании банков данных об инвалидах, в которых содержались бы статистические данные об имеющихся службах и программах, а также о различных группах инвалидов. При этом необходимо учитывать необходимость защиты личной жизни и свободы личности. Разрабатывать и оказывать поддержку программам изучения социальных и экономических вопросов, затрагивающих жизнь инвалидов и их семей. Такие исследования должны включать анализ причин, видов и масштабов инвалидности, наличия и эффективности существующих программ и необходимости в развитии и оценке служб и мер по оказанию помощи. Разрабатывать и совершенствовать технологию и критерии проведения обследований, принимая меры для содействия участию самих инвалидов в сборе и изучении данных. Информация и знания по вопросам, касающимся инвалидов, должны распространяться среди всех политических и административных органов на национальном, региональном и местном уровнях.

Стандартными правилами определяются требования по разработке политики и планированию мероприятий в интересах инвалидов на национальном, региональном и местном уровнях. На всех этапах принятия решений должны привлекаться организации инвалидов к участию в разработке планов и программ, касающихся инвалидов или затрагивающих их экономическое и социальное положение, и потребности и интересы инвалидов по возможности включать в общие планы развития, а не рассматривать отдельно.

Специально оговаривается необходимость содействовать разработке местными общинами программ и мероприятий для инвалидов. Одной из форм такой деятельности является подготовка учебных пособий или составление перечней подобных мероприятий, а также разработка учебных программ для персонала на местах.

Стандартные правила определяют, что государства несут ответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетов или аналогичных органов для использования их в качестве национальных координационных центров по вопросам, касающимся инвалидов.

Стандартными правилами рекомендуется экономически и другими способами поощрять и поддерживать создание и укрепление организаций инвалидов, членов их семей и/или лиц, защищающих их интересы, а также обеспечить консультативную роль организаций инвалидов в принятии решений по вопросам, касающимся инвалидов.

Специальные аспекты стандартных правил посвящены ответственности за постоянный контроль и оценку выполнения национальных программ и за предоставление услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов, а также другим положениям. Так, Правило 20 «Национальный контроль и оценка программ, касающихся инвалидов, при осуществлении Правил» отражает, что «Государства несут ответственность за постоянный контроль и оценку выполнения национальных программ и предоставления услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов».

В 1994 г. Генеральная Ассамблея одобрила долгосрочную стратегию дальнейшего осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов. Основной целью стратегии провозглашено создание «общества для всех», охватывающего все разнообразные человеческие ресурсы и позволяющего каждому человеку максимально развить его потенциал. По выдвинутой на пятьдесят пятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2001 году инициативе Мексики, к 2004 году был подготовлен проект Всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов.

Положения этого документа выйдут далеко за пределы традиционной концепции обеспечения для инвалидов доступа к физической среде, и будут иметь более далеко идущие последствия в плане предоставления им равного доступа к социальным возможностям, инфраструктуре здравоохранения и образования, трудоустройства.

Несмотря на разработанность данных международных документов, они не полностью отражают сущность и содержание таких широких и сложных понятий, как «инвалидность», «инвалид». Кроме того, социальные изменения, объективно происходящие в современных обществах или отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержание этих терминов. Так, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия «инвалидность»:

- любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;

- ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;

- затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности).

Анализ всех приведенных выше определений позволяет сделать вывод о том, что дать исчерпывающее изложение всех признаков инвалидности достаточно трудно, так как содержание противоположных ему понятий само по себе достаточно расплывчато. Так, выделение медицинских аспектов инвалидности возможно через оценку утраты здоровья, но это последнее настолько вариативно, что даже ссылка на влияние пола, возраста и культурной принадлежности не устраняет затруднений. Кроме того, сущность инвалидности заключается в тех социальных барьерах, которые состояние здоровья воздвигает между индивидом и обществом. Характерно, что в попытках отойти от сугубо медицинской трактовки Британский совет объединений инвалидов предложил такое определение: «Инвалидность - это полная или частичная потеря возможностей участвовать в нормальной жизни общества на равных началах с другими гражданами из-за физических и социальных преград». Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни».

Международное общественное мнение все более утверждается в мысли о том, что полноценное социальное функционирование является важнейшей социальной ценностью современного мира. Это находит свое выражение в появлении новых индикаторов социального развития, применяемых для анализа уровня социальной зрелости того или иного социума, таких, как, в соответствии с концепцией человеческого развития лауреата Нобелевской премии Амартьи Сена, индекса человеческого развития, учитывающего три основных показателя человеческого развития – долголетие, образованность и уровень жизни. И хотя в контексте концепции человеческого развития проблема инвалидности не изучалась, по этим трем показателям инвалиды являются наиболее социально уязвимым и депримированным контингентом, что, с точки зрения автора, предопределяет актуальность исследований в этом направлении, и возможно, выявит целесообразность включения показателей инвалидности в перечень индикаторов человеческого развития, как одного из наиболее негативно влияющих на результирующую составляющую - индекс человеческого развития. Социальная уязвимость инвалидов как специфической группы населения отчетливо прослеживается по всем социальным показателям. Инвалидность – один из опосредующих механизмов социальной дифференциации смертности. Многочисленные исследования социального неравенства в смертности показывают, что уровень дожития социально уязвимых групп населения существенно ниже, особенно в допенсионных возрастах. Так, по данным Комарова Ю.М. и соавторов, отмечается более чем двукратное различие продолжительности жизни здорового населения и инвалидов: 72.3 года и 31.6 года соответственно. Из исследований смертности хорошо известна «защитная» функция высокого образовательного ценза и состояния в браке. С точки зрения брачного статуса, среди инвалидов больше всего доля одиночек, вдовых, разведенных и никогда не состоявших в браке, значительно ниже уровень образования. По данным Козлова А.А., опубликованным в 2005 г., по уровню образования различия между инвалидами и неинвалидами весьма контрастны. В возрасте от 20 до 40 лет доля лиц без образования – более чем в 200 раз выше, чем среди неинвалидов. Неграмотные, как показывают материалы переписи, почти сплошь состоят из инвалидов.

Отчет о мировом развитии за 1993 год, выполненный по заказу Всемирного банка и посвященный здоровью населения мира, выдвигает новые критерии оценки состояния здоровья населения и утверждает наиболее эффективные каналы вложения средств в развитие сети национального здравоохранения.

Недооценка ресурсов здоровья как объекта рыночной экономики является сегодня сдерживающим фактором эффективного развития многих стран и регионов. В России и большинстве развитых стран сложились «нездоровые экономики», т.е. здоровье как экономическая категория не является ни объектом оценки, ни критерием, ни целью их развития. Подтверждение этому – крайне низкая продолжительность жизни людей (60-70 лет) по сравнению с генетическим потенциалом человека (120-140 лет). На информации о болезнях «висят» здравоохранение, статистика, наука, правительство и все общество. На этой информации строится политика, разрабатываются сценарные условия, концепции и стратегии. В тоже время, информации о ресурсах здоровья просто нет. О значимости качества здоровья для экономики страны, на примере Российской Федерации, говорят следующие оценки: 1) ресурсы здоровья россиян на начало 2003 г. составляли порядка $3,9 трл, что почти в 8 раз больше всей российской недвижимости, оцениваемой «Экспертом» в $0,5 трл; 2) потери национальных ресурсов здоровья из-за недожития полутора лет российскими мужчинами до своей пенсии (60 лет) эквивалентны недопроизведенным 10-12% ВВП (по данным Кашина В.И.). Понимание здоровья как экономической категории, в том числе капитала развития семейной, корпоративной, региональной и национальной экономик предопределяет регулярную оценку и последующее включение ресурсов здоровья в определение национального богатства.

Финансовые инвестиции в охрану материнства и детства, службы планирования семьи, лечение болезней детского и подросткового периодов не только улучшают статистику смертности и заболеваемости, но и наиболее значительным образом сокращают показатель DALY, т. е. «суммарные потери лет здоровой жизни в результате предотвратимой преждевременной смертности и инвалидности». Соответственно основной целью политики в отношении инвалидов признается не только наиболее полное восстановление здоровья и не только обеспечение их средствами к жизни, но также и максимально возможное воссоздание их способностей к социальному функционированию на равных основаниях с остальными гражданами данного социума, не имеющими ограничений здоровья.

В Советском Союзе идеология политики в отношении инвалидности развивалась аналогично другим странам образом – от медицинской к социальной модели, от понятия инвалидности как нетрудоспособности к понятию инвалидности как ограничения жизнедеятельности. В 1980 году ВОЗ была опубликована Международная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (МКН) – первая классификация инвалидности. Только через 10 лет, после адаптации данной классификации, с принятием 11 декабря 1990 г. Закона «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», в Советском Союзе было введено новое понятие инвалидности в соответствии с международным определением - «инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите». Но с распадом СССР этот Закон не успел поработать на инвалидов.

Позднее на территории стран СНГ, в том числе и в Республике Казахстан, было определено, что инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

При определении инвалидности как ограничения жизнедеятельности стала учитываться не только полная или частичная утрата лицом способности заниматься трудовой деятельностью, но и другие категории, такие, как способность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться. Признание лица инвалидом стало осуществляться службой медико-социальной экспертизы (ранее – врачебно-трудовой экспертизы).

Очевидно, что данные определения больше акцентируют медицинское содержание проблемы, чем социальное, сводя последнее к необходимости социальной помощи, несамостоятельности инвалидов. Утверждение социальных аспектов реабилитации инвалидов происходит с большими трудностями и противоречиями.

В 1993 г. было решено начать процесс пересмотра МКН. Более 50 стран и 1800 экспертов были вовлечены только в пилотные испытания новой версии классификации. Финальная версия, имеющая название Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, обозначаемая сокращением МКФ, была утверждена резолюцией 54.21 Всемирной организации здравоохранения от 22 мая 2001 г. МКФ вводит новые термины: «домены здоровья» и «домены, связанные со здоровьем»: 1) «функции и структуры организма», 2) «активность и участие». Эти термины заменяют ранее используемые термины - «нарушение», «ограничение жизнедеятельности» и «социальная недостаточность» и расширяют возможности классификации, позволяя описать позитивный аспект. МКФ ушла от классификации «последствий болезни» (версия 1980 г.) чтобы стать классификацией «составляющих здоровья». Она принята в ООН как одна из социальных классификаций, на которую ссылаются и в которой реализуются «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». С учетом резолюции пятьдесят четвертой сессии ВОЗ, которая «ПРИЗЫВАЕТ государства-члены использовать МКФ соответствующим образом в своих исследованиях, эпиднадзоре и отчетности», предстоит большая работа по адаптации новой классификации для использования в медико-социальной экспертизе в Республике Казахстан.

Многолетняя широкомасштабная работа ООН по разработке основных международных стандартов, конвенций и деклараций по проблемам и правам инвалидов в хронологическом порядке представлена ниже.

ОСНОВНЫЕ ДЕКЛАРАЦИИ, КОНВЕНЦИИ И СОГЛАШЕНИЯ ООН ПО ПРАВАМ ИНВАЛИДОВ

2004 г. Проект Всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов.

2001 г. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, (МКФ), Всемирная организация здравоохранения.

1994 г. Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество.

1993 г. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

1991 г. Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи.

1989 г. Конвенции о правах ребенка.

1988 г. Рекомендация о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.

1983 г. Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.

1982 г. Всемирная программа действий в отношении инвалидов.

1981 г. Санбергская декларация, принятая Всемирной конференцией, посвященной действиям и стратегии в области обучения, предупреждения инвалидности и вовлечения инвалидов в жизнь общества.

1980 г. Международная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности

и социальной недостаточности (МКН), Всемирная организация здравоохранения.

1975 г. Декларация о правах инвалидов.

1971 г. Декларация о правах умственно отсталых лиц.

1955 г. Рекомендация о переквалификации инвалидов.






Сейчас читают про: