Лекция 3. Информационное обеспечение издательского дела

Проблема поиска информации по издательскому делу, поиска партнера по бизнесу и перспективной для издания литературы решается каждым издательством самостоятельно. Используемая при этом информационная база достаточно разнообразна. Мы имеем в виду, что перечень источников включает в себя издательские каталоги, национальные и международные справочники по издательскому делу, информационно-библиографические указатели, доклады и отчеты информационно-аналитических агентств, профессиональные периодические издания, информационные базы профессиональных сообществ, организаций и фондов поддержки издания литературы на иностранных языках.

Издательские каталоги. Можно сказать, что подготовка и издание каталогов – справочно-информационных или рекламных изданий, основу которых составляет систематизированный перечень описаний произведений – относятся к одному из ведущих направлений деятельности издательства по продвижению своей продукции на рынок.

В практике российского книгоиздания каталог заменил собой ранее публиковавшийся издательствами годовой тематический план. Как правило, каталоги представляют издательскую программу на полугодие, реже - на квартал. В отличие от тематического плана, который включал в себя книги, готовящиеся к выпуску в течение определенного периода (чаще всего это был годовой план выпуска), в каталогах публикуется информация и об изданиях уже вышедших и имеющихся в продаже.

В зависимости от целевого адреса каталога (книжная торговля, библиотеки, широкий круг читателей, специализированные группы потребителей) каталог может включать в себя самую различную информацию и выходить с различной периодичностью. Тем не менее, большинство издательств раз в год выпускают полный каталог всей своей продукции, как уже выпущенной и имеющейся в продаже, так и находящейся на различных стадиях подготовки и выпуска.

Основные составляющие каталожного описания - автор, название и библиографическая информация, иногда – оптовая и розничная цена, хотя чаще цена проставляется только в издательском прайс-листе.

Грамотно составленный каталог является не только рекламно-информационным изданием, но служит и для сбора заказов, Для этого в каталог включается бланк заказа, что позволяет не только формировать базовые тиражи изданий, но и дает возможность обратной связи, позволяет анализировать эффективность материалов каталога и его структуры.

Каталоги новых книг — первое представление издателем своей программы выпуска, они служат для библиотекаря сигнальной информацией о книгах, которые могли бы представить интерес для его библиотеки. Кроме того, они аттестуют те или иные названия как издания потенциально высокого спроса. Поэтому библиотекари предпочитают, чтобы аннотации в каталоге содержали развернутый сюжет каждого названия, основные данные об авторе, в том числе перечень всех его предыдущих книг, характеристику читательской группы, на которую рассчитана книга, краткие библиографические сведения.

В отличие от тематических планов, каталог подразумевает активное использование иллюстраций. Прежде всего, это обложки книг, но могут быть задействованы также воспроизведенные страницы, рисунки и фотографии, иллюстрации, сопровождаемые рекламным или информационным текстом.

С формированием рынка издательской продукции и существенного увеличения числа издательств ушло в прошлое монопольное тематическое положение государственных издательств, возникла конкуренция. Для зарубежного издателя российский книжный рынок зачастую малоизвестен, к тому же ему сложно отслеживать здесь положение дел в виду ограниченного объема доступной информации. В этой связи и рассылка каталогов зарубежными издательствами с учетом тематики множества российских издательств становится затруднительной. В то же время, издательские каталоги остаются лучшим источником регулярной и полной информации о новинках по профилю издательства и авторам, работающим в данной тематике. Они также позволяют почувствовать специфику каждого издателя, узнать его приоритеты и т.д.

Все более важное место в практике российского книгоиздания занимают электронные каталоги. Банк данных «Российская государственная библиография» предлагает потребителям информацию на электронных носителях по любым темам, издательствам, авторам, географическим регионам, а также различным видам изданий - книгам, газетам, журналам. Режим назван “Электронная летопись”, так как на экране моделируются “страницы” текста государственных библиографических указателей (летописей) и традиционные “каталожные карточки“ на книги. 
Режим обеспечивает возможность “листания” страниц, поиск по разделам содержания летописей и по тематическим серийным комплектам карточек. Разделы “Содержания” и названия тематических серийных комплектов карточек представлены параллельно со страницей текста.Обеспечена возможность заказа записи в требуемом электронном формате для получения ее по электронной почте. Электронная информация по содержанию аналогична традиционным “Карточкам для алфавитных, систематических, предметных и других каталогов”.

Являясь средством библиографической информации о новой литературе, выпускаемой в нашей стране, электронные записи на все виды изданий могут быть использованы также при комплектовании книжных фондов библиотек, в справочно-библиографической и массовой работе с читателем, при составлении бюллетеней и картотек новых поступлений, различных указателей.

Электронные записи формируются на все виды поступающих в РКП изданий:

1.Книги и брошюры.

2. Статьи из журналов и сборников.

3. Статьи из газет.

4. Авторефераты диссертаций

5. Рецензии из журналов и газет.

Заслуживают внимания также каталоги фирм «Артос», «Мир Знаний», «Аркти», а также быстро развивающийся электронный каталог «Книга в образовании» «Букмаркетингцентра», по которому издательства, книготорговые организации, библиотеки, учебные заведения получают абонементное информационное обслуживание по всем аспектам учебного книгоиздания.

Справочники по издательскому делу. Главным источником информации по издательской деятельности являются специальные международные и национальные ежегодные справочники. К самым компетентным международным справочникам относится International Literary Market Place (R.R. Bowker Company: New York-London), в котором содержится информация об издательских организациях более 180 стран (10,5 тыс. издательств и литературных агентств, 1,1 тыс. организаций книжной торговли и книжных клубов, 1,5 тыс. библиотек и библиотечных ассоциаций). Массив информации в этом справочнике содержит названия издательств с их адресами, телефонами, факсами, электронной почтой, именами ведущих сотрудников и тематическим профилем. Во многих случаях указывается также год основания издательства и число названий, опубликованных в предыдущем году. Издатели всего мира могут бесплатно размещать информацию о себе в этих справочниках и ежегодно обновлять ее при необходимости.

Literary Market Place можно заказать: http://books.infotoday.com/directories/lmp.shtml

Ежегодный справочник Literary Market Place в ыпускается издательской группой Рида (Великобритания). В 2010 г. справочник Literary Market Place содержал более 12,5 тыс. страниц информации об издательствах и иных структурах книжного бизнеса США и Канады. Информацию о своем издательстве можно разместить, зарегистрировавшись, на сайте www.literarymarketplace.com.

Эти справочники содержат информацию конкретно по каждой стране, где перечисляются все крупные издательства вместе с соответствующими адресами, телефонами и факсами, фамилиями основных сотрудников и конкретными сферами их издательского интереса. В большинстве случаев эти данные включают в себя такие сведения, как дата основания той или иной компании, а также количество названий изданий, опубликованных за предыдущий год. Эти справочники представляют собой великолепную отправную точку для человека, желающего подобрать себе подходящих зарубежных издателей. Следует также сказать и о том, что, хотя эта информация об издателях Запада в целом безупречна, стремительно меняющаяся ситуация в издательской индустрии в странах Центральной и Восточной Европы означает, что информация об издателях в этих странах наверняка может быть неполной или устаревшей, что делает эти справочники менее полезными для западных издателей, активно ищущих выход именно в этот рынок. Издатели могут включать дополнительные сведения о своих издательствах в эти справочники бесплатно и эти данные впоследствии ежегодно обновлять. Издательства Великобритании и стран Содружества представлены также в справочнике «Касселз Директору ов Паблишинг», публикуемом ежегодно компанией «Кассел».

В 2014 г. справочник Literary Market Place будет содержать 54 раздела о бизнес-издателях, агентах, рекламных агентствах, дистрибьюторах, различных событиях и т.п. Также будет опубликовано более 12,5 тыс. страниц информации об издательствах и иных структурах книжного бизнеса США и Канады, 22 000 лиц, принимающих решения в отрасли, перечисленных на отдельных желтых страницах в разделе каждого тома.

Справочник Международный Литературный Рынок в 2015 году:

"Хотите ли вы, чтобы найти публицистов, дистрибьюторов, co-издателей, перевод прав покупателей и региональных информация в [более 180] стран за пределами США и Канады, в общем, самый удобный каталог международного литературного рынка." -Отчет Huenefeld

Для книгоиздательских контактов в глобальном масштабе, контактов международного литературного рынка -это ваш билет в людей, компаний и ресурсов в основе публикации в более чем 180 странах по всему миру-от Афганистана до Зимбабве.

· 10 500 издателей и литературных агентов

· 1,100 крупных книготорговцев и клубов

· 1,500 крупных библиотек и библиотечных ассоциаций

Плюс, в ILMP входят два издательских индекса – указатель публикаций и предметный указатель, которые предлагают доступ к издателям (140 заголовков). Дополнительно включает в себя информацию о международных литературных премиях, конвенций об авторском праве, календарь событий.

LMP помогает найти партнеров-издателей, фрилансеров, агентов, оптовиков и производителей, найти имена и номера потенциальных клиентов публикации, контактные имена, адреса и телефонные номера во всей отрасли.

Многие страны выпускают национальные справочники об издательствах, организациях книжной торговли, вообще – об участниках книжного рынка.

В России такой CD-справочник «Издательства России» выпускает информационно-маркетинговый центр «Альвис», им же выпускается CD-справочник «Книжная торговля России». Текст справочника сформирован на основе актуальной базы данных субъектов книжного дела. Справочник выходит в серии «Книжный бизнес России».

Важным источником информации в сфере международного издательского бизнеса являются библиографические указатели и библиографические каталоги, содержащие бесценную информацию об изданиях и где их можно найти. «Книгоискатели» – так их часто называют за рубежом – служат важным источником информации о книгах в наличии и в печати для издателей, книготорговцев, библиотекарей в решении вопросов информационного обеспечения национального книжного рынка и в получении информации о деятельности конкурентов и партнеров по издательскому бизнесу.Они дают представление о размерах и масштабах развития издательской деятельности в стране. Типичный пример подобного библиографического издания - многотомный годовой каталог американских изданий Books in Print и Global Books in Print, которые издает компания R.R. Bowker Company (Нью-Йорк)[1]. А также ежегодные справочники Publishers International Dictionary With ISBN Index (K.G. Saur: Munchen, New York, London, Paris) и Directory of Publishing ( Continium: London) о каждой книги, выпущенной на рынке англоязычной (кроме США) литературы.

Издание Books in Print 2012-2013 гг. содержит более 401 000 новых наименований и более 471 000 новых номеров ISBN, что является беспрецедентным охватом всего спектра книг, которые в настоящее время опубликованы или распространены в Соединенных Штатах.

Система Books in Print – единый национальный каталог печатной продукции, выпускаемый почти всеми странами Европы и Америки. В России с 1995 по 1999 г. 8 вып. 2 раза в год в книжном варианте, после - 6 раз в год на CD.

1. Должен служить аккумулятором информации о всех книгах изданных в России и представленных на рынке.

2. Должен был способствовать созданию современного книжного рынка.

3. Формировать развитие оптового звена и сети розничной торговли.

4. Должен был повысить информационные связи. Каталог формируется на основе информации полученной от издательств и книготорговых организаций на бесплатной основе.

Сначала содержал 4 раздела: книги в наличии, книги в печати, книги которые планируются к изданию, издающие и книготорговые организации. В 1,2 разделах информация сгруппирована по видам литературы – 7 групп. Со 2 выпуска в структуре происходят изменения: 2 первых отдела объединили («Книги в наличии и печати»). С 4 выпуска – зарубежные изд. в наличии и печати. Со 2 по 5 не выделяются тематические рубрики – записи в алфавитном порядке. С 6 выпуска 29 рубрик, с 7 выпуска новая тематическая классификация, содержит 7 рубрик с 29 подрубриками. Авторские, тематические и т.д. указатели больше всего в 3 выпуске. Библиографическое описание: автор, название, издательство, год выпуска, обьем, переплет, формат, тираж или остаток, ББК или УДК, цена розничная, цена оптовая, стандарт упаковки, организация книгораспространитель, краткая аннотация, ISBN. С 4 выпуска включен элемент время выхода в свет.

Электронный каталог выходит 6 раз в год, с периодичностью 1 раз в 2 месяца. Распространяется в виде баз данных. Имеет поисковый механизм по автору, названию, издательству, тематики, ключевым словам, видам изданий, ISBN, новые поступления. В виде: на дискете, по электронной почте, текстовой файл. Имеет страницу в интернете (тот же механизм). В дополнение к этому изданию Российская книжная палата и Book Chamber International с 2000 г. выпускает информационный бюллетень – «Новые книги России» (еженедельно в 2-х выпусках: информация о всех книгах, которые поступают в РКП).

В каталоге " Книги в наличии и печати" содержится информация о десятках тысяч названий книг, уже вышедших и находящихся в продаже, а также о готовящихся к выпуску изданиях. В базе данных Российской книжной палаты содержится описание около 300 000 книг в наличии, в производстве и планирующихся к изданию в 3000 издательств. Содержащаяся в каталоге информация позволяет проводить обширные аналитико-статистические исследования книжного рынка России. Банк данных "Книги в наличии и печати" ориентирован на всех субъектов книжного рынка. Издатели с помощью каталога имеют возможность анализировать российский книжный рынок, рекламировать выходящие и анонсировать планирующиеся издания, библиотеки - комплектовать собственные фонды и получать качественное библиографическое описание книг, книгораспространители и частные пользователи - получать развернутую информацию об ассортименте и цене книжной продукции у различных поставщиков. Главный недостаток "Books in print" - невозможность использования для сбора заказов и определения издательской тиражной политики.

Children’s Books In Print обеспечивает быстрый доступ к более 250000 детских книг, выпущенные более 18000 издателями США. Записи в справочнике включают в себя название, автора, переводчика, иллюстратора, фотографа, номер, серия, переплет, год издания, цена, ISBN. Справочник позволяет отследить любые детские книги, пользователи могут найти произведения любимого автора или иллюстратора.

Global Books in Print - ведущая международная библиографическая база данных в издательской отрасли. Она предлагает более 8 миллионов названий книг США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки.

Directory of Publishing - это справочник лондонской фирмы Continium по рынку англоязычной (кроме США) литературы, в котором перечислены более 900 книгоиздателей, доступен для Великобритании и Северной Ирландии. Записи включают полную контактную информацию, адреса веб-сайтов. Также есть подробная информация о распределении и продажах, сведения о годовом обороте, число новых названий, информация о членстве торговой ассоциации, о зарубежных представительствах, о дочерних компаниях.

Publishers, Distributors & Wholesalers of the U.S. - это справочник издательства Bowker, в двух информационно-насыщенных частях, насчитывающих 5400 страниц. Справочник предлагает подробные данные о 186 000 активных американских издателях, дистрибьюторах, оптовиках и других смежных предприятиях. Записи включают имена издателей, дистрибьюторов, ассоциаций, производителей программного обеспечения, видео, аудио производителей и многое другое. Справочник позволяет пользователю отследить любого издателя, как в больших книгоиздательских домах, так и в малых, а также легко и быстро отыскать любого дистрибьютора.

Кабинеты конъюнктурной информации в ведущих информационных центрах (ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН, ИНИОН, ВИНИТИ, РКП, РГБ и др.).

ВИНИТИ РАН - Всероссийский институт научной и технической информации РАН.

1. Реферативный журнал.

Реферативный журнал (РЖ) ВИНИТИ содержит информацию о документах из 130 стран мира на 66 языках в области точных, естественных и технических наук. Издается более чем по 200 тематическим рубрикам рубрикатора РЖ ВИНИТИ с периодичностью 1 - 2 раза в месяц, распространяется и на машиночитаемых носителях.

2. «Экспресс - информация» по 16 тематическим направлениям выпускается 1-2 раза в две недели. Это оперативное (оперативность 1,5 мес.) издание, содержащие расширенные (примерно в 10 раз больше объема реферата РЖ) рефераты наиболее ценных статей из зарубежных профильных журналов и описаний изобретений. В каждом выпуске содержится 2-5 рефератов.

Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН создан в 1969 году на основе Фундаментальной библиотеки общественных наук (ФБОН) АН СССР. Он входит в число учреждений при Президиуме Российской академии наук.

Институт приобрел широкую известность благодаря системе научно-информационных изданий (библиографических, реферативных и аналитических), научным исследованиям в различных областях социального и гуманитарного знания, Фундаментальной библиотеке, насчитывающей более 14 млн. единиц хранения, Автоматизированной информационной системе по общественным наукам (АИСОН).

Аналитические исследования и книжные обзоры готовит также ведущее национальное рейтинговое агентство в России - Рейтинговое агентство «Эксперт РА», учрежденное в 1997 году журналом «Эксперт». Рейтинговое агентство «Эксперт РА» аккредитовано при Минфине РФ. Агентство подготовило за 2010 год более 400 аналитических записок, исследований, и обзоров. Среди них более 60 публичных исследований, отраслевых обзоров по различным отраслям экономики.

Собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования регулярно проводит Аналитический Центр Юрия Левады (АНО Левада-Центр). Левада-Центр издает журнал «Вестник общественного мнения» и ежегодный сборник основных результатов массовых опросов общественного мнения в России. Выходят статьи в научных журналах и книги ведущих сотрудников центра, делаются доклады на российских и международных конференциях. Левада-Центр подготовил исследование «Чтение в России — 2008. Тенденции и проблемы» по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 2008, а также проводит проект «Чтение и общество: мониторинг литературной культуры» при поддержке фонда Благотворительный фонд культурных инициатив, начиная с 2010.


Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводит маркетинговые, социальные и политические исследования полного цикла — от разработки концепции и инструментария до подготовки аналитических отчетов и презентации результатов. Сайт wciom.ru может выступать в качестве электронного источника информации для всех участников книжного рынка. Там расположены: электронная база данных исследований ВЦИОМ, архив докладов научного совета и конференций, а также тематический архив и рейтинги.

Специализированная периодика. Другим источником информации о книжных изданиях является профессиональная периодика. Хорошо известны такие издания, как английский еженедельник «Bookseller» (издается с 1858 г., для корреспонденции: J.Whitaker, 12 Dyott Street, London WC1A 1DF), американский еженедельный журнал «Publisher's weekly» (издается с 1872 г., для корреспонденции: 243 West 17th Street, New York, NY 10011, US), немецкий «Borsenblatt» (издается с 1834 г., для корреспонденции: Grosse Hirschgraben 17-21, Postfach 100442, 60311 Frankfurt am Main, Germany), итальянский «Giornale della libreria» (издается с 1888 г., для корреспонденции: Corso di Porta Romana 108, 20122 Milano), французский «Livres Hebdo».

Специальные журналы для издателей обычно включают рекламу основных книжных новинок, размещаемых издателями, здесь же публикуются обзорные и аналитические статьи по отдельным направлениям издательской деятельности, таким как детская литература, бестселлеры, новости издательского дела и книжной торговли, рецензии на книги.

К профессиональным периодическим изданиям, выходящим в России, относятся газеты «Книжное обозрение» (издается с 1966 г.), «Книжная газета» (с 2003 г.), журналы «Книжное дело» (с 1992 г.), «Полиграфист и издатель» (с 1995 г.), «Научная книга» (с 1998 г.), «Книжный бизнес» (издавался в 1995-2007 гг.), «Университетская книга» (с 1996 г.), «Книжная индустрия» (с 2007 г.). Здесь публикуются литературные обзоры и рецензии, текущая библиографическая информация, реклама отдельных книг и книжных серий, издательств, выставок и ярмарок, отраслевая информация. В «Книжном обозрении» еженедельно публикуется список отечественных книг, поступивших в качестве обязательного экземпляра (в соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном экземпляре документов») в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, предоставляя тем самым специалистам и иным читателям возможность знакомиться с текущими поступлениями книжной продукции.

«Книжная индустрия» – профессиональное издание, адресованное специалистам книжного дела. В журнале делается акцент на глубоких аналитических материалах, всесторонних исследованиях российского книжного рынка (главный редактор – Зорина Светлана Юрьевна).

«Университетская КНИГА» – отраслевое периодическое издание, учреждённое в 1996 году, основной целью которого является освещение вопросов издания и распространения учебной и научной литературы, образовательных процессов, проблем чтения и формирования библиотечных фондов, развития книжного рынка, внедрения инновационных технологий и электронных ресурсов, работы информационно-библиотечных центров и поддержки малотиражных изданий. Главный редактор - Бейлина Елена Николаевна.

Книжная тема достаточно часто встречается во многих общественно-политических и деловых СМИ, а некоторые из них имеют и серьезные приложения, где публикуются рецензии на книжные новинки, информационные и аналитические материалы, касающиеся различных сегментов книжного рынка.

Еженедельник «Книжное обозрение», основанный в 1966 г., как и раньше, продолжает заниматься пропагандой чтения среди обычных читателей. В рыночных условиях он стал отводить много места рекламе книг, издательств, книготорговых организаций и ярмарок. Организация книжных ярмарок также стала одной из его прерогатив. Объем газеты - 32 полосы формата А3, тираж чуть более 20 тыс. экз. Распространяется газета большей частью по подписке по всей стране. Рекламно-информационные материалы в «Книжном обозрении» занимают значительную часть ее общего объема. Чаще всего это рекламные материалы с элементами аннотации и изображениями обложек книг. В каждом номере помещается около десятка рецензий на книги. Кроме того, газета публикует еженедельно 3-4 проблемные статьи, касающиеся различных видов литературы. Регулярно публикуются рейтинговые списки бестселлеров, списки книг, предлагаемых книготорговыми организациями к реализации, рекламные объявления об услугах по изданию, распространению и доставке книг.

«Книготорговый бюллетень», бывший когда-то лишь рабочим инструментом для заказа выходящих книг, также заметно изменился с переходом к рынку. По-прежнему публикуя информацию о подготовке и выпуске различных изданий, он теперь помещает на своих полосах проблемные статьи и другую информацию по таким актуальным темам, как «паблик рилейшнз» (связи с общественностью) в книжном бизнесе. В нем помещается большой объем рекламных объявлений. Издание обслуживает книгораспространителей - оптовиков и системы розничной торговли.

Функцию отраслевой прессы выполняют также некоторые рекламные приложения к популярным газетам. С 1994 г. издается газета «Литературный базар», являющаяся «дочерним» изданием «Литературной газеты». Она выходит один раз в месяц на 16 полосах, половина их которых отведена рекламе книг, издательств и книготорговых предприятий. В газете есть постоянные рубрики, которые знакомят читателя с различными авторами книг, публикуются рецензии на новые книги, новости книжного дела, статистика печати. Заметное место в газете занимает тема книжных ярмарок, реклама изданий, посвященных вопросам культуры, медицины, образования. Распространяется газета преимущественно бесплатно, путем рассылки в книжные магазины Москвы, медицинские центры, театры, музеи, библиотеки, выставочные залы.

«Книжный бизнес» (52 полосы) издается с 1995 по 2007 г. В нем приводится сводная таблица названий книг, реализуемых на мелкооптовом рынке «Олимпийский», публикуются отдельные проблемные статьи по отечественному и зарубежному книгоизданию и распространению книг. В рубрике «Галерея новинок» на цветных полосах размещена реклама изданий. Публикация представляет собой обычно 6 небольших блоков, каждый из которых включает библиографическую запись, данные о формате, количестве страниц и виде переплета, краткую аннотацию и изображение обложки рекламируемой книги.

Журнал «Книжное дело» издается с 1992 г. Это единственный в отрасли «объемный» журнал (104 полосы). Выходит 6 раз в год. В журнале публикуется аналитическая информация, хроника книгоиздания и книгораспространения, библиотечного дела и полиграфии. В нем можно найти материалы, посвященные искусству книги, библиофильству, авторскому и издательскому праву, истории книги и т.д.

Каждое из приведенных выше средств информации предоставляет издателю и книготорговцу разнообразные возможности для получения необходимой информации о книгах, размещения рекламы, привлечения внимания клиентов и читателей. В одних может привлекать широкая география распространения, в других - эффектная цветная печать, современный дизайн, в третьих - известность авторов рецензий и обзоров. Однако при всех достоинствах отраслевой прессы в целом, география ее распространения в значительной мере ограничивается центром России.

Помимо профессиональных изданий имеются неспециализированные газеты и журналы, которые предлагают серьезные обзоры выходящих книг различной тематики. Так, один из старейших литературных еженедельников в мире The Times Literary Supplement (с 1902 г.) – литературное приложение к лондонской «The Times» – публикует литературные произведения и рецензии на самые популярные книги художественной литературы. Рецензии на учебную и образовательную литературу можно найти в приложении The Times Educational Supplement (с 1910 г.) к той же газете. В Лондоне выходит также еженедельный журнал London Review of Books (с 1979 г.), рецензирующий широкий круг серьезной литературы, а в США – его «родитель», журнал New York Review of Books (с 1963 г.). Bookforum (с 1994 г.) – ньюйоркский журнал, посвященный книгам и дискуссиям о литературе, в котором публикуют рецензии, эссе, новостные колонки, интервью со знаменитыми авторами. The New Yorker (с 1925 г.) - американский еженедельник, публикующий репортажи, комментарии, критику, эссе, художественные произведения, юмор, комиксы и поэзию. Начиная с сороковых, большинство известных / премированных американских рассказов впервые публикуется в «New Yorker». В России с 1998 г. выходит Ex Libris (еженедельное приложение к «Независимой газете»).

В России выпускается «Независимая газета» - это одно из наиболее популярных в России изданий о книгах, посвященное анализу современной литературной ситуации в нашей стране и за рубежом, обзорам книжных новинок. Газета публикует оригинальные исследования крупнейших литературоведов и критиков. Общественно-политический еженедельник «Литературная газета» (http://lgz.ru) - старейшее российское периодическое издание. Публикует наиболее интересных современных авторов, освещает и дает оценку всем значительным культурным событиям страны. Независимый филологический журнал «Новое литературное обозрение» (http://www.nlobooks.ru). Предлагает обзор современной филологической, историко-литературной, вообще гуманитарной мысли. Позволяет рассмотреть весь спектр подходов к изучению литературы. Литературный, публицистический и религиозный журнал «Континент» (http://magazines.russ.ru/continent) публикует регулярные аналитические обзоры журнальной прозы и критики, современной публицистики.

С 2012 выходит журнал о культуре «Пойнтер», который формирует культурные предпочтения, и прививает вкус к хорошей литературе. В журнале публикуются книжные обзоры, интервью с авторами, рейтинги, рецензии, рекомендации и книжные анонсы. Книжные обзоры и рекомендации книг, которые стоит прочесть, ежемесячно появляются в журнале «Сноб», в котором также публикуются авторские обзоры событий в России и за рубежом, документальные рассказы, очерки и др.

Но, пожалуй, ни издательские каталоги, ни профессиональные справочные издания или специализированная периодика не заменят издателю в полной мере участия в международных книжных ярмарках и выставках. Кроме того, что именно на ярмарках издатель получает максимально возможный доступ ко всем информационным изданиям, о которых мы говорили, например – к тем же издательским каталогам, главное здесь – возможность ознакомления с издательской продукцией, налаживания контактов с издателями и проведения предварительных или заранее подготовленных переговоров.

Одна из распространенных форм реализации печатной продукции – книжные ярмарки. В мире эта форма существует давно. Первые книжные ярмарки в Европе возникли еще в XIII веке. Сейчас наиболее значительными считаются: Франкфуртская и Лондонская ярмарки. В России самыми крупными являются две ежегодные книжные ярмарки – «Non-fiction», проводимая весной, и «Московская международная книжная выставка-ярмарка», проходящая с 1974 года на ВДНХ в первой декаде сентября. Последняя собирает представителей 2000 фирм из 70 стран, на ней заключается три четверти соглашений по продаже тиражей. Мировой календарь ежегодных книжных ярмарок таков, что трудно отыскать в нем неделю, когда бы не проводилась книжная выставка или ярмарка международного, национального, регионального или местного уровня.

Международная книжная ярмарка Frankfurter Buchmesse, ежегодно проходящая во Франкфурте-на-Майне, является самым масштабным мероприятием отрасли в мире. Свой отсчет Frankfurter Buchmesseведет с 1949 года, когда состоялось ее первое послевоенное открытие. Книжная ярмарка проводится в выставочном центре Франкфурта Messegelände.

Вот уже шестой век немецкий город Франкфурт-на-Майне является безоговорочным центром книг и книгопечатания в Германии. Еще в XV-ом веке всего в нескольких километрах от него небезызвестный Иоганн Гуттенберг изобрел первый книгопечатный станок. С тех пор все, что происходило в мире книгопечатания, происходило во Франкфурте или, как минимум, было тесно связано с ним. Франкфуртская книжная ярмарка, отметившая три года тому назад свой 60-летний юбилей, является ежегодным местом встречи многочисленных издателей, писателей, агентов, библиотекарей, продавцов книг, продюсеров фильмов, редакторов, переводчиков, литераторов, иллюстраторов и многих других специалистов в данной и смежных областях. Тематика выставки периодически расширяется, двигаясь в ногу со временем. К примеру, сейчас, помимо традиционного многообразия книг и периодических изданий, большое внимание на выставке уделяется оцифровке изданий, а также современным электронным медийным средствам. Программа книжной ярмарки насыщена разнообразными полезными и интересными конференциями, форумами и круглыми столами, что способствует активному обмену мнениями и в полной мере утоляет креативную жажду каждого участника и посетителя данной выставки. Ежегодно для участия во Франкфуртской книжной ярмарке какая-либо страна выбирается Почетным Гостем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: