Общая характеристика средств массовой коммуникации. СМК как предмет изучения. СМК как особый социальный институт, СМК как система видов деятельности, необходимых для функционирования данного социального института. Взаимосвязь средств массовой коммуникации с другими областями социологического знания. Основные понятия: массовая информация и коммуникация, массовая аудитория, реклама, текст, канал, функции, принципы и др.
Современные теории СМК. Специфика структурно-функционального подхода в социологии. Функции и дисфункции массовой коммуникации. СМК в контексте структурного функционализма – П.Лазарсфельд, Р.Мертон, Т.Парсонс, Н.Луман. Франкфуртская школа о роли СМК в обществе – М.Хокхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе. Концепция гегемонии А.Грамши, СМК как манипуляторы сознанием – Г.Шиллер. Анненбергская школа коммуникаций – Дж.Гербнер. Критический анализ современного ТВ – Н.Постман. Теории «волшебной пули», концепция стереотипов У.Липпмана. Теории селективного влияния СМК. Концепция установления пунктов «повестка дня». Особенности структурализма. Марксистский структурализм: концепция идеологии Л.Альтюссера. «Социодинамика культуры» А.Моля. Постмодернистская культура и масс-медиа. Концепция «глобальной деревни» М.Маклюена. «Ситуационный подход» Дж.Мейровитца. «Гиперреальность» и концепция имплозии социального в массе Ж.Бодрийяра. Семиологический анализ массовой коммуникации (Холл, Фиск). Авторитарная теория прессы. Либертарианская теория прессы. Теория социальной ответственности прессы. Советская тоталитарная теория прессы. Конструкционистский подход к анализу МК. Конструктивистская модель масс-медиа У.Гемсона. Концепция публичных арен С.Хилгартнера и Ч.Л.Боска. Конструктивистская теория общественного мнения Ж.-П.Пажеса.
|
|