Тема 4. Средства массовой коммуникации как отрасль социологического знания

Общая характеристика средств массовой коммуникации. СМК как предмет изучения. СМК как особый социальный институт, СМК как система видов деятельности, необходимых для функционирования данного социального института. Взаимосвязь средств массовой коммуникации с другими областями социологического знания. Основные понятия: массовая информация и коммуникация, массовая аудитория, реклама, текст, канал, функции, принципы и др.

Современные теории СМК. Специфика структурно-функционального подхода в социологии. Функции и дисфункции массовой коммуникации. СМК в контексте структурного функционализма – П.Лазарсфельд, Р.Мертон, Т.Парсонс, Н.Луман. Франкфуртская школа о роли СМК в обществе – М.Хокхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе. Концепция гегемонии А.Грамши, СМК как манипуляторы сознанием – Г.Шиллер. Анненбергская школа коммуникаций – Дж.Гербнер. Критический анализ современного ТВ – Н.Постман. Теории «волшебной пули», концепция стереотипов У.Липпмана. Теории селективного влияния СМК. Концепция установления пунктов «повестка дня». Особенности структурализма. Марксистский структурализм: концепция идеологии Л.Альтюссера. «Социодинамика культуры» А.Моля. Постмодернистская культура и масс-медиа. Концепция «глобальной деревни» М.Маклюена. «Ситуационный подход» Дж.Мейровитца. «Гиперреальность» и концепция имплозии социального в массе Ж.Бодрийяра. Семиологический анализ массовой коммуникации (Холл, Фиск). Авторитарная теория прессы. Либертарианская теория прессы. Теория социальной ответственности прессы. Советская тоталитарная теория прессы. Конструкционистский подход к анализу МК. Конструктивистская модель масс-медиа У.Гемсона. Концепция публичных арен С.Хилгартнера и Ч.Л.Боска. Конструктивистская теория общественного мнения Ж.-П.Пажеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: