О человеческой силе и человеческой слабости

«Кто-то проявляет простую человеческую слабость, выбрасывая на улицу «лишних», невостребованных котят. А кто-то проявляет силу и берет на себя ответственность за брошенных животных».

...Котята дрожали от холода и неустанно кричали, - до хрипоты, до полного изнеможения. Они были на волоске от гибели: их могла переехать машина, разорвать собака, они могли стать жертвой обыкновенного человеческого садизма или просто умереть от инфекции. Мать не могла их услышать - их отнесли подальше от дома. Но они не теряли надежды - так работал механизм сохранения вида. Их крик, затем жалобный писк слышало много людей. Все они ускоряли шаг, как только замечали коробку с котятами.

На секунду людям становилось ужасно стыдно перед кошачьими детьми, бессовестно выброшенными на помойку. Кто-то находил в этом сходство с подброшенными младенцами или лишенными крова стариками. Да, это сравнение было вполне уместным - у животных, стариков и детей есть одна общая черта: они не могут позаботиться о себе сами. Но люди гнали от себя эту мысль, которая казалась им кощунственной: ну как можно сравнивать животных с человеком?

Следующая формула, которой успокаивали свою совесть прохожие, была: «Но нельзя же спасти всех!» или «А вот в Африке дети умирают с голоду!». Перед людьми не стояла задача спасти всех на свете брошенных голодных животных. Никто из них ни разу в жизни не помышлял помочь каким-то далеким африканским детям.

Кое-кто извлекал из своего мыслительного хаоса еще один удачный щит: «У нас и так денег не хватает». Некоторые защищались от кошачьего писка резонным доводом: «Но у нас уже есть кот» или «А на кого оставить животное на время отпуска?»

Иногда все эти мысли взрослые высказывали ребенку, у которого при виде котят глаза загорались радостью надежды. От этих слов в детском сердце угасал какой-то таинственный лучик. Ни один ребенок не соглашался с родителями, а просто растворял свою горечь в слезах и тихо смирялся, обреченный на одиночество и непонимание.

Но вот наконец возле котят остановился человек, который нёс на своих плечах такой же ворох забот, как и все прохожие. Он спешил на работу, где платили мало денег, и об отпуске он даже не мечтал. Он никогда не задумывался над тем, чтобы спасти каких-то далеких и невидимых страждущих. Но когда на глаза попадалось беспомощное существо - он просто не мог пройти мимо. Вот и сейчас...

Человек тяжело вздохнул, положил котят за пазуху и отнес к себе домой. Он, как и все в то утро, спешил на работу, но из-за котят вынужден был вернуться домой. Его жилище давно стало приютом для маленьких беспризорников. Человек понимал, что для всех брошенных животных его квартира слишком мала и посылал во все газеты объявления с фотоснимками животных, а затем терпеливо ждал «добрых рук» для своих питомцев.

Человек задержался дома всего на несколько минут: налить новеньким молока и подсыпать в мисочку сухого корма. Он в этот день опоздал на работу и смиренно принял замечание начальства. Но на душе у человека было легко - гораздо хуже ему было бы, если бы он прошел мимо попавших в беду существ.

Он улыбался, когда спешил домой. В магазине он купил еще больше еды для кошек, и еще меньше - для себя. Он шел, сгибаясь под бременем увеличившихся забот и был незаметен в толпе таких же как он жителей старого спального района. Возможно, его главным отличием была одна черта: слабость к животным.

Да, он считал себя слабым человеком.

Автор: Анжелика КОМАРОВА

пресс-секретарь Киевского зоопарка

(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди — люди «комплексующие». (2)Слабаки. (З)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.

(4) Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.

(7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.

(14)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».

(19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.

(23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и победит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер.

(29) Самое надёжное в нашем мире — это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.

(По Б. Бим-Баду*) *Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — академик РАО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: