Контроль и регулирование плавучести и посадки судна

1.1 Мореходные и эксплуатационные качества судна

Судно, являясь сложным инженерным сооружением, предназначенным для передвижения по воде, характеризуется мореходными и эксплуатационными качествами.

Мореходные качества определяют конструктивное совершенство судна. К ним относятся: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, мореходность, ходкость и управляемость судна.

Плавучестью называется способность судна плавать в состоянии равновесия в заданном положении относительно поверхности воды при заданной нагрузке.

Остойчивостью называется способность судна противодействовать силам, отклоняющим ее от положения равновесия, и возвращаться в первоначальное равновесное положение после прекращения действия этих сил.

Непотопляемостью называется способность судна после затопления части помещений сохранять достаточную плавучесть и остойчивость.

Мореходностью называется способность судна противостоять воздействию ветра и морского волнения.

Ходкость - способность судна перемещаться с заданной скоростью.

Управляемостью называется способность судна следовать по заданному курсу или менять его в соответствии с желанием судоводителя.

Эксплуатационные качества определяют транспортные возможности и экономические показатели судна. К ним относятся: водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, скорость, дальность и автономность плавания.

Под водоизмещением понимают массу судна Δ(т), равную массе вытесненной им воды. Водоизмещение может также измеряться в единицах объема V(м3) и единицах веса P(кН). В первом случае имеют дело с так называемым объемным водоизмещением, равным объему вытесненной судном воды, во втором - весовым водоизмещением, равным весу вытесненной судном воды.

Водоизмещением порожнего судна называется водоизмещение, которое слагается из масс конструкций построенного судна (корпус, механизмы, судовые устройства и системы), а также массы запасов топлива, масла в системе запуска двигателя. Твердый балласт, укладываемый на некоторых судах, также включается в порожнее водоизмещение.

Грузоподъемностью называют массу различного рода грузов, которые может перевезти судно. Различают чистую грузоподъемность судна и дедвейт.

Чистая грузоподъемность судна - масса груза, который при имеющихся запасах и экипаже может быть принят на судно до погружения его по соответствующую грузовую марку.

Дедвейт (полная грузоподъемность) (DW) - масса перевозимого груза, судовых запасов и экипажа с багажом.

Полное водоизмещение судна:

Δ = Δ +DW,

где Δ- полное водоизмещение (т);

Δ - порожнее водоизмещение (т);

DW- дедвейт (т).

Грузовместимость – наравне с грузоподъемностью является той характеристикой, которая обеспечивает рентабельность морских перевозок. Она определяется объемом грузовых трюмов и твиндеков, которые подсчитываются с учетом объема грузовых люков. Отношение грузовместимости судна к его грузоподъемности называется удельной вместимостью.

Грузы, перевозимые морем, делятся на сухие и наливные. Отдельные статьи – это сжиженные газы и химические грузы.

Среди сухих грузов различают: тарные, штучные, навалочные и насыпные (сыпучие).

Тарными называются грузы, которые перевозят в упаковке (таре). В качестве тары используются ящики, мешки, бочки, бидоны и т.п.

Штучные грузы перевозят обычно без упаковки и принимают на судно не по весу, а счетом мест. Так транспортируются машины, автомобили, контейнеры и т.п.

Навалочными называют грузы, которые подаются на судно навалом, без счета мест. К ним относятся уголь, руда, щебень, камень, песок и т.д.

К числу насыпных грузов относят: зерно, льняное и хлопковое семя, подсолнечник т.п., если они перевозятся насыпью. Насыпные грузы отличаются от навалочных большей сыпучестью и обычно хранятся в закрытых помещениях. Навалочные и насыпные грузы обладают рядом сходных признаков, на основании которых их относят к единой категории и называют массовыми.

Совокупность тарных или тарных и штучных грузов различной композиции, отличающихся массой, размерами и упаковкой, называют генеральными.

Для определения платы, взимаемой с судна за пользование причалами, каналами, за лоцманские услуги и статистического учета флота специальные правила устанавливают вместимость судна. В практике эксплуатации судов, в специальной литературе эта вместимость имеет еще одно название – тоннаж.

В зависимости от тоннажа назначают минимальное количество экипажа, определяется необходимый уровень его квалификации, некоторые виды снабжения, требования к радиооборудованию и др.

Тоннаж измеряется в безразмерных величинах и в целых числах, хотя до 1982 г. (когда вступила в силу Международная Конвенция по обмеру судов 1969 года) тоннаж измерялся в регистровых тоннах. Регистровая тонна- единица объема, равная 2,83 м3 (100 кубических футов). Термин «регистровая» связан с тем, что вместимость регистрировалась в таможне.

В практике эксплуатации флота пользуются понятиями валовой (GT)и чистой вместимости (NT) (тоннажа) судна. Данные, полученные в результате обмера судна в соответствии с Международной Конвенцией по обмеру судов 1969 г, заносятся в Международное мерительное свидетельство, например GT = 6345; NT = 4849.

Скорость - эксплуатационное качество судна, определяющее быстроту транспортных операций. Для морских судов ее измеряют в узлах. Узел - единица скорости, равная одной морской миле в час (1,852 км/час, или 0,514 м/с). 1 морская миля соответствует длине одной минуты дуги на широте 450 .

Дальность плавания - расстояние, которое может пройти судно без пополнения запасов топлива, питательной воды и масла. Дальность плавания определяется, как правило, запасом топлива.

Автономность - длительность пребывания судна в рейсе без пополнения запасов топлива, провизии и пресной воды, необходимых для жизни и нормальной деятельности находящихся на судне людей. Автономность судов ограничивается запасом пресной воды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: